Медведю устроил тёмную
— Мне слава не нужна, не надо ничего писать, а то жена прочитает и больше ко мне сюда никогда не приедет…
Заявление Виктора Ракутиса, хозяина дома, было сродни отказу. Буквально несколько дней назад он чудом остался жив, голыми руками отбившись от незваного утреннего гостя — медведя.
Больше века назад в деревне Дурутуй, что в 37 километрах к востоку от районного центра Качуг, насчитывалось 120 дворов, стояла церковь. В советское время жители деревни, расположенной на берегу Большой Анги, работали в 6-м отделении совхоза «Ангинский». Зерноток, птичник, овчарня… Благодаря развитию сельхозотрасли долгие годы сохранялась активная жизнь в сибирской глубинке. Сейчас в Дурутуе действует небольшая пилорама, принадлежащая одному из коренных жителей, и осталось три заселённых дома, где коротают свой век в окружении близких пожилые женщины. Недавно появился новичок из Иркутска — Виктор Ракутис. Почти никто из местных не знает фамилии Антоновича, называют, как водится в деревнях, по прозвищу — Бульба. Бульба — потому что бульбаш, белорус.
— В городе у меня жена, дети, квартира и даже дача есть, но здесь мне больше нравится. Я бы и насовсем уже переехал, если бы наши умники пенсионный возраст не повысили, — рассказывает 60-летний житель улицы Дурутуйской.
По профессии Виктор тракторист, вся его трудовая биография связана с работой в лесу. Место для будущей дачи на берегу Анги в деревне Дурутуй мужчина присмотрел, работая мастером в одной из лесозаготовительных компаний Качуга. Оформил участок, построил небольшой домик, баню на берегу реки. Спасается здесь в летний сезон от городской суеты. Свежий воздух, ягоды, рыбалка, огород… Сейчас ждёт сбора урожая. Выкопает картошку, закроет окна «мужской дачи» надёжными металлическими ставнями и поедет к своим, в Иркутск.
— Когда здесь живёшь, неважно — какой день недели на дворе. 11 августа, по-моему, было. Проснулся я тем утром — слышу шорох, стук какой-то на улице. Подумал —Стёпка, пёс с пилорамы, спать не даёт, о стену дома чешется. Он у нас по всем дворам ходит. Откормили за лето — ядрёный стал. Я из-за собаки терраску никогда на ночь не закрываю — знаю, что придёт поесть. На будильник глянул — полшестого утра, лежу, ничего не подозреваю. И тут такая лохматина прямо в дом входит! Вот это гость! Хорошо, что я уже не спал и сразу сообразил, кто пожаловал. А он идёт мордой вперёд, прямо на меня, к кровати, дышит тяжело — изучает, видимо, окружающую атмосферу, но меня ещё не видит. Под рукой ни ножа, ни ружья — ничего нет. Соскочил я с кровати, заорал что есть мочи и одеяло ему на морду набросил, сверху ещё кулаком приложил. Даже не могу объяснить, как такое мне в голову пришло. Видимо, это меня и спасло в тот момент, удалось напугать зверя. Он сначала меня откинул вот сюда, на фляги, а потом — вразворот и вместе с одеялом на морде в дверь ринулся.
Выскочив на веранду, Виктор завёл бензопилу и со словами: «Что ты приходишь, когда я сплю? Сейчас иди сюда!» — пошёл обследовать придомовую территорию. Медведь сбежал той же дорогой, через оторванную им же доску в заборе. Мужчина запустил мотоблок, взял топор, бензопилу, клок медвежьей шерсти, оставленный на месте происшествия, и поехал осматривать окрестности.
— Я Стёпке потом дал этот клок шерсти понюхать — никак не отреагировал. Не боится, значит, собака медведя. Но, когда мне помощь пса нужна была, почему-то рядом его не оказалось, — смеётся Виктор.
Как и предполагалось, косолапый пришёл в дом Виктора с соседней базы предпринимателя. В усадьбе Владимира Амосова есть гостевые домики, здесь иногда собираются отдыхать качугцы, иркутяне, близкие Амосовым люди. Природа в Дурутуе живописная: берёзовая роща, тёплая Анга, растёт таёжная клубника. Накануне, по словам Виктора, кто-то отмечал на базе юбилей и оставил пищевые отходы в большом мусорном коробе на улице. Запах разлагающихся продуктов привлёк хищника. Домики базы Амосовых в ту ночь зверь активно обследовал, оставив после себя выбитые рамы, перевёрнутые столы, перебитую посуду.
— За забором моим бабушка живёт, у неё пчёлы. Эх, не удалось Мише полакомиться, от меня пришлось бежать, — продолжает шутить Виктор.
Но после случившегося держит у изголовья кровати топор, закрывает на ночь ставни и дверь на заложку. Дачу свою иркутянин бросать на намерен, отныне будет принимать меры безопасности.
Случаи, когда хищники выходят к людям, нередки в таёжных качугских местах. Зачастую такие истории заканчиваются трагически. Жителю Дурутуя (он и сам не скрывает) просто подфартило. По слухам, местные мужики уже приготовили хищнику приманку в окрестном лесу. Говорят, если медведь пришёл однажды к человеку, он обязательно вернётся. Правда, уже на этот раз участь хозяина тайги заранее предопределена и вряд ли об этом финале напишут в газетах.