Квартирный ответ
В минувшую пятницу в областной центр приехал первый автобус с тулунчанами, которые рассматривают вариант переезда в Иркутск. Познакомиться с предложениями стройкомпаний, посмотреть, какие объекты недвижимости доступны им в Иркутске и рядом с городом, решили представители девяти семей. И хотя путь был проделан неблизкий — восемь часов в одну сторону, цель того стоила. Для каждого, кто лишился дома, решение жилищного вопроса сейчас задача номер один.
Есть и высотки, есть и коттеджи
На стройплощадке работает техника, шумят самосвалы. Первые блок-секции многоквартирного жилого комплекса уже возведены.
— Вот одна из незаселенных квартир — небольшая, уютная студия, — говорит представитель агентства недвижимости в ходе краткой мини-экскурсии. — Здесь есть уже межкомнатные двери, линолеум, подвесной потолок и обои. То есть квартира фактически сдается под ключ.
Задавая уточняющие вопросы о метраже и планировке, о школах и детских садах, жители Тулуна осматривают квартиры, оценивают качество. Жилой комплекс в районе объездной дороги в Ново-Ленино — это лишь один из пунктов поездки. В списке следующих — индивидуальная жилая застройка в Хомутово, коттеджный поселок в Мельничной пади. Где-то есть уже готовые, но еще свободные дома; в некоторых случаях нужно ждать три-четыре месяца.
Напомним, жители затопленных территорий, чьи дома решением межведомственных комиссий официально признаны непригодными для проживания, вправе рассчитывать на жилищные сертификаты. По данным регионального министерства социального развития, опеки и попечительства, таковые уже получили более сотни семей.
— Сертификат предполагает возможность приобретения жилья стоимостью не выше 45 тысяч за квадратный метр. В Иркутске и ближайшем пригороде мы подобрали спектр различных вариантов, с которыми и знакомим жителей Тулуна. Это и многоквартирная жилая застройка, и индивидуальная — как в монолите, так и в дереве, — говорит Анна Соловьева, представитель агентства недвижимости. — Еще одно условие — наличие так называемого социального ремонта. Так, чтобы можно было заехать и жить.
В Иркутск ради детей
Супруги Анна и Анатолий приехали вместе. Присмотреться, прицениться. Их дом по улице Олега Кошевого — добротный, бревенчатый, приобретенный всего несколько лет назад — пал жертвой большой воды. А вместе с ним и баня, и гараж, и прочие надворные постройки. Комиссия уже признала дом аварийным, непригодным для проживания.
— Старшей дочери 20 лет, она учится в Иркутске в авиационном техникуме. Младшей — шесть, на следующий год в школу, — говорит Анна. — Да, в какой-то степени наша жизнь сейчас начинается заново. Областной центр как постоянное место жительства рассматриваем прежде всего из-за детей.
Сама Анна работает в детском саду, здание которого топило дважды — и в первую волну, и во вторую. Восстановят ли его, пока неизвестно. Муж — водитель, ездит на вахту.
— В общем, работой Тулун нас особенно не держит. Думаем, что в Иркутске больше перспектив, — добавляет Анна. — Ну а жилье смотрим разное, хотя индивидуальная застройка для нас, конечно, предпочтительнее. Свой дом — это и свой огород, и своя картошка.
В приоритете индивидуальная застройка и для Владимира Николаевича, пенсионера из Тулуна. В доме на улице Лесозаводской вместе с супругой Натальей Юрьевной они прожили 30 лет, вырастили трех детей — двух дочерей и сына. Разгул стихии нарушил привычный и размеренный уклад жизни, затопил дом по самую крышу.
— Мы не ждали такой воды, не думали, что так случится. Счастье, что сами не пострадали, что живность спасли. И молодого пса, и курочек с цыплятами. Из техники уберегли только телевизор и ноутбук. Плита, стиральная машинка, мягкий уголок — все утонуло.
Второй месяц супруги Стасины живут у старшей дочери. По собственному дому, по хозяйству скучают.
— Непросто. Без двора, без грядок, в четырех стенах. Поэтому, конечно, в первую очередь мы рассматриваем частные дома. И не кирпичные, а деревянные. Чтобы огород был, чтобы стены дышали.
Снимать накладно
А вот Октябрина Морозова из Тулуна присматривается в первую очередь к многоквартирной жилой застройке. Говорит, хочется комфорта, хочется удобств. О доме, который разрушила вода, рассказывает со слезами.
— Ровно год назад мы взяли кредит, сделали ремонт — обшили дом, купили кухню, положили ламинат. Стихия все свела на нет. Вода заполнила дом, балки промокли, потолки рухнули. Спасти не получилось ничего. Ни личных вещей, ни бытовой техники. Вместе с мужем, дочкой и внучкой мы остались на улице.
Первое время семья жила у знакомых. К улице Медицинской, где стоит их дом, добраться удалось лишь спустя несколько дней.
— Я ждала, когда упадет вода, муж — когда откроют федеральную трассу. Он дальнобойщик, в период наводнения как раз следовал с грузом. Ну а когда стало ясно, что усадьбу не восстановить, рассчитывать не на что, мы сняли квартиру за восемь тысяч рублей. И это нам еще повезло. Сейчас из-за высокого спроса стоимость аренды в Тулуне составляет от 12 до 15 тысяч рублей, — сетует Октябрина Морозова. — Конечно, вопрос с переездом и жильем хочется решить как можно скорее. Снимать квартиру сейчас очень накладно.
Каждый решает сам
Еще одним пунктом поездки в Иркутск стала встреча жителей Тулуна с представителями министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области. Люди напрямую смогли уточнить все нюансы. Кстати, накануне в Тулуне и Нижнеудинске уже прошли большие ярмарки недвижимости, знакомящие с возможностями рынка во всей области. Как первичного, так и вторичного.
— Сертификат дает возможность приобретения жилья в любом из населенных пунктов региона, — поясняет первый заместитель министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области Ирина Худякова. — Что конкретно предпочесть — многоквартирную застройку, индивидуальное домостроение или, например, жилье на вторичном рынке — каждый, получивший сертификат, решает сам, это его право.
Возможность познакомиться с рынком недвижимости областного центра, приглядеться, прицениться к домам и квартирам у жителей Тулуна и близлежащих районов будет еще весь август. Автобус между райцентром и Иркутском будет курсировать по пятницам до сентября.