Солдат у дома
Памятниками в центре города мало кого удивишь, а вот во дворах жилых домов интересные скульптуры встретишь нечасто. Как правило, все они — плоды труда местных жителей, творческие порывы которых уже не умещаются в квадратных метрах и выходят во двор. Например, один из подобных шедевров можно встретить, если идти по улице Дальневосточной в сторону телевышки, а в конце дороги повернуть направо — на 4-ю Советскую. Там вас встретит солдат. Лицо его озаряет добрая улыбка, на голове каска, на груди автомат, левой рукой он прижимает к себе букет цветов, а правую вскинул в приветственном жесте. Кто он и как здесь оказался — ломают головы случайные прохожие и туристы. «Пятница» решила все разузнать.
Как оказалось, памятник советскому воину на 4-й Советской установил иркутский скульптор Андрей Трусов четыре года назад, в 70-ю годовщину Великой Победы.
— За год до этого скульптуру солдата мне отдал мой знакомый, — удивился неожиданному вниманию к своей работе автор. — Оказалось, что он долгие годы хранился у него на даче и, когда я о нем узнал, был уже в плачевном состоянии.
Без малого полвека безмолвный бетонный воин простоял на дачном участке. Беглого взгляда профессионального скульптора хватило, чтобы понять, что памятник придется восстанавливать.
— Сначала думал отреставрировать, — вспоминает Андрей Трусов. — Неплохо сохранились только ноги по пояс, а вот верхняя часть сильно разрушилась.
Ее скульптору пришлось вылепливать заново. Работал мастер без эскиза и, что называется, на глаз.
— Внешнего сходства солдат ни с кем не имеет, это собирательный образ героя-победителя, — поясняет иркутянин и отмечает, что на скульптуру ушло два мешка цемента и почти год, так как делал он ее в свободное от работы время.
— Работал не торопясь, но у меня была задача — завершить ее к 9 Мая. Как дань памяти всем героям войны и моей бабушке Нине Владимировне Рыжиковой, в девичестве Беспаловой. Она была летчицей, проводила разведку и аэрофотосъемку над Берлином. Бабушка вернулась с войны и умерла в 2012 году.
В отличие от случайных прохожих и туристов, которые то и дело останавливаются, чтобы сделать фото, местные жители уже привыкли к скульптуре улыбчивого воина. А вскоре их ждет новый сюрприз. Андрей Трусов признается, что в ближайшее время он планирует установить на родной улице еще несколько шедевров: двух жар-птиц и нерпу.
— У нас на углу улицы разрыта большая яма, в которую все кидают мусор. Сюда-то я и хочу установить нерпу, чтобы у людей не было соблазна бросать мусор, а птички будут сидеть на вазах на балюстраде. Каждая композиция с жар-птицами будет выше метра в высоту.
Весной «Пятница» вспомнила, какие скульптуры уже есть в иркутских дворах. Все их можно пересчитать по пальцам. Из долгожителей — лев во дворе на Коммунистической, 78, которого в 2009 году установил иркутский скульптор Эмиль Мазманян, и слон во дворе дома на Сибирской, 38. За минувшее десятилетие они заметно «постарели», внесли свою лепту и вандалы — льву частично отломали лапу. А не так давно во дворе на улице Канской, 22, появилось гипсовое изваяние античного божества. Оказалось, что эту скульптуру городские власти подарили местным жителям за активное многолетнее благоустройство двора.