Из Америки — в Ангу
Завивали берёзку, плели венки из веток и кукушек из травы, мерились силой молодецкой, пели и плясали — в селе Анга отметили народный праздник по старинным традициям, с проведением обрядов. Гуляла половина области: Саянск, Свирск, Черемхово, Ангарский городской округ, Иркутск, Жигаловский, Заларинский, Иркутский, Качугский, Куйтунский, Баяндаевский, Эхирит-Булагатский районы представили свои муниципальные образования, подготовили фотозоны, привезли оригинальные напитки и выпечку. По приглашению клуба «Иркутск — Форт-Росс» в Сибирь приехали историки из США.
Гости праздника не знали, что делать: хотелось и концерт послушать, и в обрядах участие принять, и свежую булочку попробовать. Представители муниципальных образований подготовили не только презентации родных сёл и деревень, но и свои изюминки, призванные заинтересовать туристов. В селе Верхоленск Качугского района традиционно готовят целебные напитки из ревеня, иван-чая и даже заячьей капусты – её ещё называют «молодило». А самый полезный напиток — из капустного рассола с молочной сывороткой. Он замедляет старение, укрепляет иммунитет, утоляет жажду и голод и успокаивает нервную систему.
Село Харбатово презентовало стенд о купце II гильдии Михаила Бичаханове.
— Это был богатый человек и меценат, — рассказала директор МКУК Харбатовский КИК Лариса Лазарева. — Он владел приисками, магазинами, имел дома и в Харбатово, и в Иркутске. В 20-х годах отдал 32 кг золота отряду Каландаришвили, а в 30-х годах его репрессировали. У нас сохранился его дом, и мы можем организовать экскурсию.
Сотрудники Иркутского областного дома народного творчества специально для Троицы изучили старинные обряды, обычаи и выяснили: наши предки знали в этом толк. Казалось бы, ну что такого особенного — сплести венок из веток берёзы и цветов. Сейчас он используется разве что для фотосессий. А раньше венок считался ритуальным предметом, символом девичества, с помощью которого девушки гадали на судьбу — выйдут ли они замуж в этом году или надо ждать до следующей Троицы. Считалось, что пары, сосватанные в этот праздник, будут самыми счастливыми. Кроме того, свежие листья и цветы источают тонкий аромат, ничуть не хуже самых дорогих духов.
Но перед тем как плести венок, нужно было сначала берёзку завить — связать две макушки рядом стоящих деревьев. Девушки и женщины проходили под такой аркой, чтобы забрать у берёз молодость, гибкость, лёгкость и красоту.
Когда большинство девушек и женщин на празднике сплели себе венки, украсив их цветами и атласными лентами, начался следующий обряд — кумление. На современном языке его можно назвать «посвящение в подружки». Две девочки в возрасте от 10 до 16 лет плели из травы кукушку, крепили её к берёзе и с песнями и приговорами торжественно обменивались веночками и какими-нибудь личными вещами. Заранее договаривались, на какое время они станут кумами — на час, день, месяц, год или навсегда. А чтобы определить, кто в паре будет старшей, подкидывали вверх платки. У кого выше — та и главная.
Старинные обряды произвели впечатление на гостей из Америки. Историки Эми Леммер и Робин Джой Веллман приехали по приглашению клуба «Иркутск — Форт-Росс». По случаю праздника Эми Леммер надела индейское платье чакти и с удивлением заметила, что в подвесках из бисера и некоторых узорах есть сходство с традиционными русскими нарядами.
— У русских и американцев одинаковые интересы и много общего, — сказала женщина. — Мы очень рады, что приехали на этот праздник в Ангу, потому что в Америке очень почитают святителя Иннокентия. Он был ко всем добр, думаю, мы, независимо от того, русский ты или американец, тоже должны нести добро людям.
Мастера декоративно-прикладного искусства представили свои работы из бересты и дерева, народных кукол, глиняные свистульки и статуэтки, также провели мастер-классы для всех желающих. Пока женщины создавали свои шедевры, мужчины и дети участвовали в молодецких забавах, выясняя, кто самый сильный и ловкий.
Завершил праздник Троичный ход. Участники творческих коллективов с песнями унесли на берег реки Анги украшенную берёзу и утопили её в воде. Наши предки считали, что такая жертва высшим силам принесёт плодородие земле. Кроме того, этот обряд пугал русалок — недаром до Троицы купаться было нельзя, чтобы нечисть не защекотала. Затем девушки бросили в воду свои веночки. Если поплыл — значит быть замужеству в этом году, утонул — жди до следующего лета. Новоявленные кумушки вслед за ними в реку отправили и травяных кукушек — чтобы не куковала и сватов не отпугивала. Судя по тому, как быстро течение Анги подхватило десятки берёзовых веночков, свадеб в этом году ожидается много. Обрадованные девушки разного возраста вернулись на праздничную поляну, где всех гостей ждал трапезный стол с пирогами, пирожками, булками, кексами и брусничным морсом.