Аэропорт Иркутск
Окончание. Начало в N 33
Реактивное ускорение
После разгрома фашистской Германии коллектив аэропорта пополнился демобилизованными воинами. Среди них было шесть участников Парада Победы. Бывшие фронтовики приняли активное участие в развитии порта. Иркутский аэропорт постепенно модернизировался, реорганизовывалась инженерно-авиационная служба, совершенствовалось управление воздушным движением, строились объекты радиосвязи, навигации и социальной сферы, аэродромные сооружения. На эксплуатацию в аэропорт поступали новые типы воздушных судов.
В районе Красных казарм параллельно старой была построена новая взлетная полоса из кирпича. В наши дни на ней находится стоянка самолетов Ан-24 и прилетающих Як-40. А старенький аэропорт в Боково еще долгие годы служил как стартовая площадка для будущих пилотов. На ней свои первые подлеты делали юные иркутские планеристы.
30 декабря 1954 года аэропорт Иркутск постановлением Совета Министров СССР получил статус международного. В августе 1956-го закончилось строительство первой в Восточной Сибири бетонной взлетно-посадочной полосы длиной 2500 метров и шириной 80 метров. А утром 15 сентября того же года произошло эпохальное событие: на Иркутском аэродроме впервые произвел посадку реактивный самолет Ту-104, выполнявший технический рейс из Пекина. В этот день была открыта первая в СССР пассажирская авиалиния Москва — Иркутск для полетов на реактивном самолете. 25 апреля 1957 года в Иркутск прибыл в эксплуатацию первый Ту-104 под управлением командира корабля Героя Советского Союза Якова Минина с проверяющим пилотом-инструктором Филимоновым. C получением реактивного самолета начался новый этап в развитии Иркутского аэропорта.
Вот как рассказывает о появлении Ту-104 на сибирской земле бывший командир самолета Ан-26 писатель Валерий Хайрюзов:
— Построенная к приему Ту-104 длинная и серая, как плаха, бетонная полоса Иркутского аэропорта, одним концом упирающаяся в подступающий город, а другим — в прибайкальскую тайгу, стала для многих пилотов чем-то вроде трамплина в летной карьере. С прежней, кирпичной, ее соединили двумя рулежными дорожками.
То, что именно Иркутск вторым после Москвы был выбран для полетов реактивного лайнера, обеспечивало его удобное географическое расположение. Кстати, на всем земном шаре есть всего двадцать пять "золотых", удобных для перевозок, точек, которые трудно миновать. Иркутск является одной из таких. И когда встал вопрос о кроссполярных полетах из Северной Америки в
Юго-Восточную Азию, американцы предложили возле Иркутска построить современный аэропорт. И этот вопрос не снят с повестки дня до сих пор.
Пилоты могут все
Еще одна цитата из Валерия Хайрюзова:
— В 70—80-е годы XX века значительно возросло применение авиации в народном хозяйстве. Людям казалось, летчики могут все. Например, взять пассажиров и за пару часов доставить в отдаленное село. Потушить с воздуха пожар, привезти врача, доставить в город больного ребенка. За считанные минуты вертолетом поставить или убрать трубу и раскатать между опорами провода. Найти заблудившегося человека. Отыскать среди льдов свободный проход для судов. Сбросить в тайгу геологам продовольствие. Прополоть с самолета сорняки, уничтожить саранчу. И еще многое-многое другое. Связь по воздуху осуществлялась практически с любым населенным пунктом области.
Окрашенные эмоциями слова летчика-литератора подтверждают скупые строчки хроники тех лет. 6 февраля 1971 года летчики Иркутского авиаотряда спецприменения с воздуха засеяли сосной более тысячи гектаров тайги. 12 марта того же года за сооружение первой очереди Вилюйской ГЭС награждены орденом Трудового Красного Знамени заместитель командира отряда Свиридов и медалью "За трудовое отличие" командир корабля Ан-12 Московский. 30 сентября 1971-го экипаж подразделения транспортной авиации на самолете Ан-12 выполнил первый рейс в Заполярье на мыс Костистый, расположенный в устье реки Хатанги. 30 мая 1973 года за оказание помощи Демократической Республике Вьетнам награждены правительственными наградами четыре работника объединенного авиаотряда. Начало 1974 года: через Иркутский аэропорт идут важнейшие грузы для добытчиков золота, слюды, алмазов, разведчиков нефти, газа, строителей Усть-Илимской и Вилюйской ГЭС, Билибинской атомной электростанции. С 27 марта того же года иркутские авиаторы активно участвуют в обеспечении строительства БАМа.
А 7 марта 1975-го иркутяне и гости нашего города получили роскошный подарок — в Иркутск прибыл первый самолет второго поколения реактивных гражданских пассажирских самолетов Ту-154. Месяц спустя, 4 апреля 1975-го, он совершил свой первый рейс на Москву. В придачу к суперсовременным воздушным судам и современному аэродрому требовался и современный наземный сервис. И здесь Иркутск не подкачал — 24 февраля 1976 года принял первых пассажиров новенький, с иголочки, комфортабельный аэровокзал Иркутского аэропорта.
11 ноября 1980 года Иркутск принял первый транспортный самолет-гигант Ил-76, способный взять на борт 40 тонн груза. А 1 ноября 80-го из Москвы пришла весть, вроде бы не имеющая прямого отношения к авиации, но не оставляющая сомнений, что летчики — люди творческие: командиру самолета Ан-26 Валерию Хайрюзову присуждена премия Ленинского комсомола в области литературы.
В 1982 году иркутские летчики обработали химикатами 302 тысячи Га сельхозугодий. Освоение и внедрение на воздушных трассах новой техники позволило значительно увеличить объемы перевозок. В одном только 1990 году работники аэропорта отправили более 1,5 миллиона пассажиров и свыше 31 тысячи грузов.
В 1988-м на иркутских авиаторов обрушилась страшная трагедия. Члены известной не только в Иркутске семейной джаз-группы Овечкиных "Семь Симеонов" захватила и пыталась угнать за границу пассажирский самолет Ту-154. В схватке с бандитами погибла бортпроводник-инструктор Тамара Жаркая. За проявленное мужество Тамара Жаркая 3 ноября 1988 года посмертно награждена орденом Боевого Красного Знамени.
От юнкерса до "Боинга"
Коллектив аэропорта "Иркутск" всегда славился трудовыми традициями. Здесь работали и работают представители более 200 семейных династий. О былой трудовой славе коллектива напоминают знамена, хранящиеся в зале музея истории предприятия. За годы существования Иркутского аэропорта в его коллективе прошли школу становления несколько тысяч авиаработников. Иркутские пилоты и техники освоили самые разные воздушные суда: от легкомоторных Ю-13, ПС-4 с моторами водяного охлаждения до реактивных
Ту-104, Ту-154, вертолета Ми-8, грузового гиганта отечественного самолетостроения турбореактивного Ил-76 и американских "Боингов".
Достойно пережиты гиблые для всей российской экономики 1990-е годы. Уже в 1994 году Иркутский аэродром получил подтверждение на право обслуживания международных полетов. 16 декабря того же года сдан в эксплуатацию современный терминал здания международного сектора аэровокзала.
С 2001 года стабилизировалось финансовое положение предприятия, аэропорт вновь стал работать рентабельно. Произошли существенные изменения и в инфраструктуре: на 400 метров со стороны города удлинена
взлетно-посадочная полоса, имевшая к тому времени протяженность 2765 метров, установлено новое светосигнальное оборудование, началась реконструкция аэровокзала, проведены капитальные ремонты некоторых других объектов. С 2004 года аэродром работает по минимуму погоды первой категории ИКАО (международная организация гражданской авиации). Аэропорт принимает и обслуживает практически все современные гражданские самолеты, как отечественные, так и зарубежные. Иркутский аэропорт тесно взаимодействует с 70 отечественными и зарубежными авиакомпаниями. Около 50 авиакомпаний регулярно осуществляют перевозки через аэропорт Иркутск, при этом в сутки выполняется 12—17 пассажирских рейсов по федеральным линиям, 10—14 рейсов по местным воздушным линиям и 10—15 грузовых рейсов. Воздушными воротами Иркутска являются два пассажирских терминала — международный с пропускной способностью 400 пассажиров в час, построенный в 1939 году и реконструированный в 1994 году, и внутренний с пропускной способностью 2000 пассажиров в час, построенный в 1976 году. Аэропорт имеет грузовой комплекс общей площадью 2,2 га, способный перерабатывать 150 тонн груза в сутки. Грузовой комплекс включает в себя грузовой терминал площадью 1257 кв. м, склады, доки, площадки для обработки авиаконтейнеров, таможенный склад.
Сегодняшний аэропорт Иркутск — крупное производственное предприятие, на котором трудится около двух тысяч человек. По итогам 2004 года аэропорт Иркутск признан победителем конкурса "Лучший аэропорт года стран СНГ". Положено начало взаимовыгодным отношениям с аэропортами Мюнхена (Германия) и Маньчжурии (КНР). Международные рейсы выполняются в Японию, Корею, Китай, Монголию, Таиланд и другие страны. Перспективная цель иркутских авиаторов — вывод аэропорта Иркутск на позиции одного из ведущих международных аэропортов России.
По мотивам очерков заслуженного работника транспорта РСФСР Анатолия Фатина и Валерия Хайрюзова. За помощь в сборе материалов автор благодарит сотрудницу ФГУП "Аэропорт Иркутск" Светлану Викторовну Маркову.