Иркутские учителя запугивают учеников и их родителей

С каждым годом к психологам обращается за помощью все больше детей

В иркутских школах учителя все чаще издеваются над учениками физически и морально, прививая им с детства комплекс неполноценности, считает автор книги "Правовая защита детей от жестокого обращения" кандидат юридических наук Анна Бычкова. При этом директора школ и коллеги "педагогов" предпочитают скрыть факты издевательств, не желая огласки.

— У этой проблемы два слоя, — говорит Анна Бычкова. — Первый — насилие в общеобразовательных учреждениях, куда ходят дети из нормальных семей. За них в крайнем случае могут постоять родители. Второй — насилие в детских домах над воспитанниками. Вот здесь это явление носит просто угрожающий характер. Если информация и выплывает за стены детдомов, то продолжения никакого не получает. Пять лет назад мы с журналистом Андреем Савченко опубликовали материал об одном из детских домов Иркутска, где издевались над детьми. Поначалу было много свидетелей, которые позже от своих показаний отказались. А те воспитатели, которые были причастны к издевательствам, сейчас работают с детьми в других учреждениях — их перевели.

— Неужели никак нельзя помочь детям?

— Практически никак. В нашем случае приезжала комиссия из Москвы. Об ее приезде было известно за месяц, поэтому к ней хорошо подготовились. Сам начальник Главного управления образования встречал с цветами членов комиссии в аэропорту. Комиссия ничего страшного не обнаружила.

По словам Анны Бычковой, беспредел творится и в обычных школах, где чаще всего ребенок становится предметом морального унижения и насмешек. Педагоги создают детям невыносимые условия, которые приводят ребенка или в преступный мир, или к психиатру.

— В 1999 году к нам обратились родители ребенка, которого учительница почти год унижала и в конце концов на уроке при ребятах заставила языком слизывать с доски бумажные пульки. Конечно, случай из ряда вон выходящий. Мы грамотно составили заявление и добились увольнения педагога. Все остальные случаи закончились ничем. В моем кабинете долго стояла большая коробка, заполненная жалобами родителей, но справедливости по ним добиться не получилось. Руки опустились. Один раз я так расстроилась, что всю коробку с заявлениями выбросила.

Сотрудник психологического центра "Диалог" Владимир Литвинов подтверждает, что и к ним обращаются дети и родители за помощью. Недавно пришла мама и привела своего ребенка. В одной из школ Ново-Ленино учительница невзлюбила ученика и на каждом уроке старалась его обидеть.

— Не стеснялась при всех говорить об его неполноценности, что ему не место в школе. Родители решили положить конец этому беспределу и пришли к нам на экспертизу. Мы проверили мальчика, решали с ним тесты и пришли к выводу: нормальный ребенок. Оказалось, чтобы он хорошо учился, к нему необходимо найти подход.

По мнению психолога, такие конфликты очень редко выходят за стены школы. Как правило, их стараются погасить своими силами. Причина проста: директора школ заключают на год контракт, и его продление зависит в том числе и от того, насколько хорошо о школе будет говориться в СМИ. Поэтому руководство учебного заведения до последнего старается скрыть конфликт.

— Еще чаще родители и дети вообще не ищут справедливости, потому что боятся последствий. Переживают о будущем ребенка, — объясняет Анна Бычкова, — а учителя этим пользуются. Они выбирают самого слабого, унижают его при всех, дают понять, кто в классе главный. Такой ребенок как образец — результат нелюбви учителя. Можно даже сказать, что современная система отношений родитель — учитель построена на страхе. Хотя практика показывает, что, если родители активно отстаивают права своего ребенка, учителя успокаиваются и вообще не трогают ученика.

— Основная проблема морального насилия учителей над детьми состоит в том, что сейчас в школу идут малообразованные и не подготовленные к работе педагога люди, — высказывает свое мнение психолог городского психотерапевтического центра Ольга Анатольевна. — Сейчас у двадцати процентов детей наблюдается минимальная мозговая дисфункция. Это не значит, что ребенок слабоумный. Просто к нему необходимы определенные подходы в обучении. Часто встречаются гиперактивные дети, которые крутятся-вертятся как юла. Они не могут долго сидеть на одном месте. Такие дети, как правило, становятся предметом насилия учителя. Они мешают вести урок, портят показатели класса. Поэтому учитель делает все, чтобы ребенок ушел. С такими детьми могут справиться только настоящие педагоги — мудрые и образованные. Но таких в школе крайне мало.

Хроника конфликтов в иркутских школах

В ноябре 2004 года настоящая борьба разгорелась в 51-й школе, когда одна из мам отказалась собирать деньги на подарок учительнице. Учительница, вместо того чтобы погасить конфликт, выгнала ребенка из школы.

В прошлом году в 23-й иркутской школе директор выяснила, что одна из учителей на уроках бьет детей, обзывает их дебилами, лохами и сволочами. А в декабре на уроке английского языка учительница ударила девочку учебником. Учительница не была уволена, ее оставили в школе, но она была лишена дополнительной нагрузки, что сказалось на зарплате.

В феврале этого года преподаватель избивал одного из курсантов кадетского корпуса. Учителя уволили, но он собирается обжаловать это решение через суд.