Исповедь одного из захватчиков ИГАТП-2

Молодой руководитель службы безопасности фиктивного предприятия говорит, что сам стал жертвой мошенников

О попытке захвата Иркутского автотранспортного предприятия N 2 (ЗАО "Второе грузовое"), предпринятой в январе этого года, наша газета уже сообщала. Напомним, общественный резонанс был вызван тем, что в неправомерных действиях тогда были уличены два сотрудника милиции. Мы несколько раз возвращались к этой теме, и вот опять есть повод. В редакцию обратился один из фигурантов уголовного дела, возбужденного по статье 159 ч. 4 УК РФ ("Мошенничество в особо крупном размере"). 22-летний Вячеслав клянет себя за то, что связался по глупости с проходимцами, которые организовали этот захват. Вместе с тем он уверяет, что на так называемую "статью Ходорковского" его участие в этой истории явно не тянет. Прав молодой человек или нет, решать суду, наша задача — предостеречь сверстников Вячеслава от подобных ошибок.

Молодые работодатели

С будущим фиктивным директором ИГАТП-2, 19-летним (!!!) Иваном, Вячеслав познакомился случайно в одном из увеселительных заведений Иркутска.

— В общем-то мы не особенно тесно общались, — рассказывает Слава. — У него свой круг знакомых был, у меня свой, но на дискотеках и в кинотеатре "Чайка" часто пересекались. В конце лета 2004 года мы в очередной раз увиделись, и Ваня сообщил, что устроился в юридическую контору то ли водителем, то ли курьером. А мне охранником там предложил работать (я как раз накануне "Икс-колледж" закончил, раньше боксом серьезно занимался). В общем, мы договорились ехать на следующий день в эту фирму.

Работодателями оказались такие же, как и Вячеслав, молодые люди:

— Нашего возраста пацаны: 20—22 года. У них в гостинице "Сибирь" небольшой офис был: пара компьютеров, сейф, диваны. Я сильно не вникал, но говорили, что юриспруденцией занимаются. Насчет работы они сразу сказали, что новое предприятие собираются открывать, где Ивана директором поставят, а мне место начальника службы безопасности предложили. Мол, все официально, в сентябре-ноябре начнут пакет документов готовить, а пока будем с Ваней на подхвате.

Так два приятеля стали выполнять мелкие поручения молодых юристов. При этом Слава утверждает, что его роль в основном сводилась к тому, что он просто сопровождал Ивана:

— В офис фирмы я почти никогда не заходил, ждал Ваню в машине. Мне это нормальным казалось, раз уж он будущий директор, беспокоится о всяких формальностях — его святая обязанность. Я вроде как за его безопасность отвечал. Но однажды мне позвонили домой эти "коммерсанты" (юристов-мошенников Слава называет теперь только так. — Прим. авт.). Они попросили меня взять паспорт и подъехать в нотариальную контору на улицу Марата. Был выходной, я попытался отказаться под предлогом, что нет денег на дорогу, но они сказали, чтобы я ловил такси, за которое они рассчитаются сами.

На месте Вячеславу объяснили, что для какой-то формальности не хватает одного паспорта.

— Я раньше никому свой паспорт не давал, а тут поверил, что вреда от этого не будет. Ведь моей подписи нигде не требовалось. Они зашли к нотариусу с какими-то бичами, потом отдали мне паспорт. Как потом выяснилось, на мое имя были оформлены три доверенности на земельный участок. Не знаю, связан этот документ с их главной аферой или нет, но то, что по нему следствие вышло на меня — это точно.

"Я здесь новый директор. Вопрос закрыт"

К концу 2004 года Ивана все чаще стали вызывать в офис.

— Коммерсанты готовились сделать его генеральным директором предприятия, — рассказывает Слава. — Он много каких-то бумаг подписывал. А 28 января мне и Ване сообщили, что нужно будет приехать ночью на базу по улице Петрова — туда, где мы с ним будем работать.

От лишних вопросов Вячеслав тогда воздержался, говорит, что ничего подозрительного в происходящих событиях не почувствовал — настолько уверенным было поведение его молодых работодателей:

— Когда мы с Ваней подъехали на адрес, там уже были коммерсанты, толпа незнакомых парней в спортивной одежде и двое участковых (как потом выяснилось, из Куйбышевского РОВД. — Прим. авт.). Ворота предприятия были закрыты, но сторожа впустили нас, когда увидели милиционеров. Им вроде бутылку дали, они закрылись у себя в каморке и не мешали, но тут вышли охранники. Один из "коммерсантов" — некий Виталя — заявил: "Мы новые владельцы предприятия". Те попросили показать документы, но он не дал. Тогда охранники заявили, что будут звонить директору, но об этом с нашей стороны уже кто-то позаботился — телефоны на базе не работали... В общем, охранникам пришлось подчиниться.

Далее Вячеслав с Иваном сели в машину (запастись провизией и теплой одеждой им накануне посоветовали "коммерсанты") и остаток ночи промечтали, какие перемены ждут их уже в ближайшем будущем. Тем временем в административном здании ИГАТП-2 кипела диверсионная работа. "Спортсмены" взламывали кабинеты (на пульте охраны беспомощно загорались лампочки сигнализации), вытаскивали документы, сейфы, технику на улицу, бумаги жгли в костре, все остальное бросали в подъехавший грузовик... Общий ущерб от налета составил 118 тысяч рублей.

— В шесть часов утра на базу стали подходить работники и водители маршруток, — рассказывает Вячеслав. — Им заявили, что на предприятие никого сегодня не пустят, дескать, передел собственности. Чуть позже приехал мужчина — насколько я понял, заместитель директора базы. Ему Ваня сказал: "Я теперь здесь генеральный директор, вопрос закрыт".

Днем новая власть наводила на предприятии свой порядок: в захваченных кабинетах устанавливались новые двери, генеральный директор Ваня подписал с прибывшим на место охранным агентством договор. По периметру выставились автоматчики.

— Во второй половине дня позвонили коммерсанты, — продолжает рассказ несостоявшийся начальник службы безопасности. — Они сказали, что находятся в Куйбышевском РОВД, решают какую-то бумажную проблему. А чуть позднее на базу приехала милиция. Люди с собаками начали осматривать помещения (там погром "спортсмены", конечно, жуткий устроили). Мы с Ваней спокойно за всем наблюдали, пока один из охранников нас в сторонку не отвел и не сказал: "Вы чего тут делаете? Валите отсюда, пока не арестовали..."

Если б не было "корысти" на трудоустройство...

С первого же дня ход расследования этого уголовного дела взял под свой персональный контроль начальник ГУВД Иркутской области Алексей Антонов. Оба участковых, которые использовали служебное положение в корыстных целях, были незамедлительно уволены, прокуратура возбудила в отношении них уголовное дело по статье 286-й УК РФ ("Злоупотребление должностными полномочиями").

В ходе следствия стала понятна преступная схема, которую реализовали мошенники. Для своих целей они использовали фирмы-двойники и их подставных руководителей, зиц-председательские услуги которых довольно щедро оплачивались. С помощью фиктивных учредительных документов и подделанных нотариальных доверенностей новоявленные собственники заключили серию сделок купли-продажи не принадлежащих им организаций. Круг подозреваемых, причем не только из числа непосредственных исполнителей, но и заказчиков, а также их пособников, был установлен, начались аресты и обыски.

Генеральный директор несостоявшегося предприятия Ваня и его друг Слава (сделать его начальником службы безопасности так и не успели) тем временем скрывались от следствия на съемных квартирах:

— "Коммерсанты" часто звонили, говорили, что вопрос с бумагами почти решился и что вмешательство милиции — какое-то недоразумение, — объясняет Вячеслав. — Меня лично успокаивали, что, так как ни в одном документе я не фигурирую, то и ответственности никакой нести не буду. Тем не менее нам с Ваней посоветовали дома пока не появляться. Давали деньги на съемные квартиры в Иркутске, потом в Шелехове, а однажды увезли нас на турбазу. Наверное, убить хотели, чтобы мы ничего не рассказали, но духу не хватило.

В конце концов подпольная жизнь Вячеславу изрядно надоела, и он вернулся домой:

— Долгое время мной действительно никто не интересовался, поэтому, когда все-таки пришла повестка из Куйбышевского РОВД, я удивился, но все-таки пошел в милицию. А меня там как особо опасного встретили и сразу — на допрос к следователю прокуратуры. Я ему рассказал, как меня самого обманули, но он не поверил. На свидетеля, говорит, не тяну, корыстный мотив у меня был (а разве можно поиск работы корыстью считать?). Обвинение мне по 159-й статье предъявили (как у Ходорковского), как будто это я махинацию с захватом предприятия придумал. Сейчас по делу человек двадцать проходит, но я так чувствую, на суде только мы с Ваней окажемся...