Машина на батарейках

Лучший автомобиль 2005 года вот уже несколько лет эксплуатируется иркутскими автолюбителями

Спустя семь лет после запуска в серийное производство автомобиль "Тойота Приус Гибрид" перестал быть экзотикой. В этом году 58 экспертов — лучших журналистов Европы, пишущих на автомобильную тематику, — признали "Приус" лучшим европейским автомобилем 2005 года. Второй призер — "Ситроен" — отстал на 181 балл. Это гигантский разрыв, если учесть, что обычно разница между первым и вторым местом не превышает 10—20 пунктов. Приятно сознавать, что иркутяне значительно раньше европейцев оценили достоинства этой модели. Первый "гибрид" появился в Иркутске еще четыре года назад, а сейчас в регионе насчитывается уже несколько десятков таких машин.

Гибридная система

Чем же привлек "Приус" европейских акул автомобильного пера? Главное его отличие от своих собратьев по автомобильной конюшне в том, что "Приус" — гибрид. Под его капотом, помимо двигателя внутреннего сгорания, находится электродвигатель. От него, собственно, и работает "Приус". Электродвигатель питается от батарей, а подзарядка батарей происходит от колес при торможении или при движении накатом, а также от двигателя внутреннего сгорания. Какой режим движения выбрать, решает компьютер. Как правило, на скорости до 20 км/ч ДВС вообще не включается (соответственно бензин не расходуется), а при крайне корректной езде он не включается до скорости 40 км/ч.

Такой режим работы дает "Приусу" как минимум два преимущества: экологичность и экономию топлива.

Машина для Ди Каприо

Понятно, что многочисленные титулы ("Автомобиль года — 2005" в Европе, "Автомобиль года — 1997" в Японии, автомобиль 2004 года по версии американского журнала "Мотор тренд") "Приус" получил именно за экологию. И европейцы, и американцы, и японцы уделяют охране окружающий среды огромное внимание, и тойотовский "гибрид" в этом отношении пришелся всем, что называется, ко двору.

В Америке, куда поставляется до 12 000 "Приусов" в год, покупатели вынуждены стоять в очереди за гибридами по пять месяцев и больше. Тойотовские менеджеры вынуждены были признать, что они ошиблись в оценке спроса на "гибриды". Чтобы хоть как-то приблизить спрос к предложению, заводы "Тойота" начали работать в выходные дни — собирали исключительно "Приусы".

Популярность на "Приусы" не падает в Штатах вот уже почти пять лет. Достаточно сказать, что на нынешнюю церемонию награждения "Оскара" многие звезды (а именно Леонардо Ди Каприо, Сельма Хайек, Натали Портман и другие) приехали не на роскошных лимузинах, а на "Приусах". Более того, актеры разъезжают на "Приусах" по калифорнийским школам и разъясняют преимущества гибридных технологий.

Без заправки до Красноярска

Для российского потребителя важнее, конечно, второе преимущество: экономия топлива. Отрегулированный "Приус" в городском режиме езды потребляет в среднем не более 4,5—5 л бензина на 100 км. На тест-драйвах "гибрид" показывал вообще фантастические результаты: на одной заправке в 40 литров бензина машина проходила до 1,4 тыс. км.

Неудивительно поэтому, что бортовой компьютер "Приуса" показывает расход бензина очень непривычным для нас способом — не количество литров на сто километров, а число километров, которое машина проедет на одном литре.

Известный автомобиль журнал "За рулем" — дедушка отечественной автомобильной журналистики — пару лет назад приобрел "Приус" для редакционных целей. В нескольких номерах корреспонденты издания рассказывали о своих ощущениях от поездок на новой машине. "Гибрид" удостоился самых восторженных оценок.

Рассказывая об экономичности автомобиля, журналисты обратили внимание на одну особенность. При покупке полиса обязательного страхования, как известно, учитывается мощность автомобиля. Но в документах "Приуса" записана только мощность бензинового мотора, а 30 электрических киловатт остаются неучтенными.

По этой же причине владельцы "Приуса" экономят и на транспортном налоге. По подсчетам экспертов "За рулем", это 495 рублей в год. Деньги, конечно, небольшие, но хватит почти на бак бензина; а на "Приусе", как мы помним, на одном баке можно пройти 1,4 тысячи километров.