Несущие тепло и радость

Елена Волк и Елена Михеенкова
Елена Волк и Елена Михеенкова

Исполнительный директор творческого объединения «Оникс» Елена Васильевна Гусева
Исполнительный директор творческого объединения «Оникс» Елена Васильевна Гусева

В городском выставочном центре имени В.С. Рогаля открылась персональная выставка народных мастеров Иркутской области Елены Михеенковой и Елены Волк.

Елена Михеенкова родилась в посёлке Вершино-Дарасунский Шилкинского района Читинской области, куда по распределению приехали её родители. Детские годы и юность Елены прошли в городе Иркутске. Она окончила художественную школу, затем Политехнический институт, получила диплом архитектора и по распределению в 1984 году уехала в город Усть-Илимск, где работала в отделе Главного архитектора при Усть-Илимском горисполкоме, затем в группе промышленной эстетики на ЛПК.

Елена Волк родилась 20 января 1972 года в небольшом якутском посёлке Амга. Когда Елене исполнилось шесть лет, её семья переехала в Усть-Илимск. После школы она поступила в ПТУ-42 и получила специальность оператора автоматических и полуавтоматических линий, свою трудовую биографию начала на лесопильном деревообрабатывающем заводе. Окончила Братский государственный университет и получила квалификацию экономиста-менеджера.

Мне стало интересно, каким образом Елена Николаевна и Елена Анатольевна стали профессионалами декоративно-прикладного искусства. Взял интервью у Елены Михеенко:

– Елена Николаевна, именно Вы инициатор рождения школы народных ремёсел в Усть-Илимске. Какова история её рождения?

– Школа народных ремёсел в Усть-Илимске не могла не появиться, и неслучайно её «родителями» стали именно архитекторы. В конце 80-х начале 90-х годов в среде усть-илимских архитекторов и проектировщиков царил дух вольнодумства и творчества. Здесь писали стихи, песни и картины, снимали кино, занимались декоративно-прикладным искусством. Потому что хотелось, потому что нравилось, потому что стремление к самовыражению в человеке неистребимо. Изделия народных промыслов тогда котировались невысоко, но желание украсить свою жизнь и жильё было. В каждой второй квартире в те годы на стене висел портрет Есенина с трубкой в зубах, Хемингуэя в свитере крупной вязки или какая-нибудь чеканка.

В начале 90-х годов молодые архитекторы остались практически без работы. Нужно было искать применение своим силам, знаниям и умениям. Татьяна Бузина, Татьяна Кочмина и я пришли трудоустраиваться в отдел культуры. Нам предложили создать школу народных ремёсел и написать соответствующую программу. Программа была нами написана. И начальник отдела культуры Т.Г. Сафиулина одобрила и программу, и рождение школы.

И в то время, когда всё вокруг закрывалось, мэр города А.А. Дубас подписал постановление об открытии школы народных ремёсел.

 – Расскажите о первом руководителе школы народных ремёсел и её первых шагах.

 – В Доме пионеров в левобережье в то время действовал кружок, который вёл берестяных дел мастер, народный художник А.В. Зоткин, который стал первым директором школы. Планировалось набирать в неё пятнадцатилетних ребят, которые не пошли учиться в десятый класс. Нужно было организовать подростков, дать им в руки ремесло. А сверхзадача – создать в молодом городе центр народного творчества, развивать декоративно-прикладное искусство.

В сентябре 1992 года школа народных ремёсел набрала первых учеников. Обучать собирались 25 ребят, а пришло в два раза больше.

Это было трудное, но прекрасное время. Педагоги вместе с учениками трудились, обустраивали классы, осваивали новые специализации и приёмы работы. Не имея педагогического опыта, они учились сами и создавали в школе атмосферу содружества, сотворчества. После уроков вместе с учениками пили чай, обсуждали успехи и неудачи, спорили, горячились.

Именно тогда родилась философия школы, её мировоззрение, система взглядов, по которым школа народных ремёсел всё это время жила и развивалась. За основу были взяты маленькие учебные группы, по шесть-восемь человек, где каждый ученик на виду, где царит тёплая домашняя обстановка, где поощряется самобытность. В любом виде искусства, будь то живопись, музыка, поэзия, человек должен овладеть основами мастерства, теоретическими и практическими навыками. Но истинным художником он становится тогда, когда его произведения отличает самобытный стиль, творческая манера, неповторимый почерк.

 – За это время школа, наверное, пережила немало событий?

 – Да, пережили много разных событий: два пожара, переезд в капитальное здание бывшего детского сада, объединение с музыкальной и художественной школами в единую структуру – школу искусств №2. Учились жить в большом коллективе, что тоже было непросто, но позволило расширить горизонты и возможности.

 – Какие изменения последовали после объединения?

 – После объединения на отделении народного декоративно-прикладного искусства сменился возрастной ценз учащихся. В бюджетных группах дети с 10 до 18 лет учатся четыре года, для детей с семи лет открыты подготовительные группы. А для взрослых организованы хозрасчётные группы – школа для взрослых.

 – Школа народных ремёсел явилась первой ласточкой в нашей Восточной Сибири?

 – Кстати, когда ШНР проработала всего год, в Усть-Илимске состоялся семинар заведующих отделами культуры из разных районов области. Участники семинара так впечатлились, что через небольшое время в Иркутской области было создано ещё 70 школ народных ремёсел. Большинство из них не выжили, остались только в Братске, Чунском районе и ещё на нескольких территориях. В Усть-Илимске отделение народного декоративно-прикладного искусства не только доказало свою жизнеспособность и состоятельность, но и стало базой для создания народного творческого объединения «Мастера Илима». Оно оформилось в 2011 году, 22 мастера творят на радость всем нам, регулярно подтверждая своё высокое звание «народных».

 – Что можете сказать об успехах и достижениях школы?

 – Перечислять успехи и достижения школы можно очень долго. Сотни выставок, конкурсов и фестивалей, с которых усть-илимские мастера привозили и привозят самые высокие награды. Каждую такую победу в школе отпраздновали, осмыслили и взяли как основу для методических разработок. Эти методические разработки широко используются для преподавания творческих дисциплин по всей Иркутской области. У школы народных ремёсел множество заслуг, но какое достижение самое большое, самое значимое? Четыре преподавателя школы народных ремёсел имеют звание «Народный мастер Иркутской области». В 2010 году это звание получил мастер резьбы по дереву Николай Федорович Мильков, в 2013 – Елена Николаевна Михеенкова, она занимается росписью по дереву и бересте. Мастеру художественной обработки бересты Галине Петровне Макаренко звание присвоено в 2015 году. И в 2017 году звание получила мастер-универсал Нина Порфирьевна Королёва.

Стоит заметить, что это звание просто так не раздают. Кандидат должен быть жителем Иркутской области, подтвердить свою многолетнюю творческую деятельность участием не только в городских, но и в областных проектах. Он должен пропагандировать народное творчество, передавать свой опыт через мастер-классы, волонтёрскую деятельность, обучать и вести своих учеников по творческой жизни. И, конечно, сам должен быть мастером в одном из направлений.

Ещё одно достижение – группы для взрослых, которые действуют в школе народных ремёсел уже 15 лет. Обучение прошли около тысячи человек. Некоторые взрослые ученики, освоив одно направление, переходят на другое. А всего направлений двенадцать, среди них берестяное дело, роспись и резьба по дереву, кройка и шитьё, вязание, авторская кукла, лозоплетение, изобразительное искусство, керамика и гончарное дело. Пробовали многое, остались самые востребованные направления. И здесь очень важна личность самого преподавателя. Если он любит своё дело, ученики к нему потянутся.

– Когда учишь детей, ставишь несколько другие задачи. Существует много программ обучения, на них и опираешься. Со взрослыми – по-другому. Выйдя на пенсию, люди часто остаются за бортом активной жизни, им важно не только обучение, но и общение. Многие находят себя, находят новое призвание в творчестве. Люди разных возрастов в школе народных ремёсел общаются на равных, неважно, 30 лет тебе или 70, у них есть общие интересы.

Мы прислушиваемся к пожеланиям взрослых учеников, открываем новые направления обучения. В последние годы очень востребованным стало изобразительное искусство. Видимо, не у всех в детстве была возможность учиться живописи, но сейчас появилась возможность реализовать свою мечту.

Обучение в школе меняет людей, они начинают видеть мир другими глазами, меняется само восприятие жизни.

Взрослые ученики раздвигают рамки школы, они творят, делятся своим творчеством с родными, знакомыми, приглашают их на выставки. Таким образом, интерес к декоративно-прикладному искусству ширится, в него вовлекается всё больше людей. Для некоторых это становится новым видом профессиональной деятельности. Например, Тамара Александровна Беловодова из журналистики пришла работать в нашу школу, она заведующая экспозиционно-выставочным отделом. А врач Ольга Сергеевна Асманова через год обучения живописи организовала персональную выставку своих картин. И таких людей много.

 – Каково отношение людей к декоративно-прикладному творчеству?

– Сегодня отношение к декоративно-прикладному творчеству изменилось. Люди хотят иметь изделия ручной работы, которые несут энергетику мастера, согреты теплом его души. Они хотят сами создавать предметы обихода и украшения. Выполненные с любовью, оригинальные и самобытные, они наполняют жизнь особым смыслом. Александр Владимирович Зоткин говорил: «В каждой работе должен быть элемент «топорности», – имея в виду уважительное отношение к материалу, когда видно, что это сделано руками человека.

 – Что можете сказать о педагогах школы?

– В начале пути в школе народных ремёсел практически не было педагогов, зато были увлечённые люди: инженеры, проектировщики, архитекторы. А ещё был креативный подход к делу. Сейчас в коллектив педагогов влились бывшие воспитанники школы. Среди них мастер филигранной росписи Наталья Зинченко, резчик Евгений Михеенков, который учился на худграфе у Анатолия Погребного. Школу народных ремёсел окончил высококлассный мастер-столяр Владимир Сагайдачный. В школе ремёсел получила новую специализацию художник Елена Шаева. Сегодня она мастер-керамист.

 – Какова основная цель школы ремёсел?

 –  Возрождение русской духовности и культуры.

 – Чью роспись за основу взяли педагоги?

– За основу взяли тагильскую и урало-сибирскую домовую роспись. Эти знаменитые росписи стали основой в изучении традиций русской школы народной живописи. Но Усть-Илимская земля имеет свой колорит, и он стал проявляться в работах усть-илимских мастеров. Огромное внимание уделялось стилизации местной флоры и фауны. Глухари и тетерева, снегири и синички, грибы, иван-чай, жарки, полевая герань, ирисы, донник и клевер, брусника, голубика, черника, клюква и смородина стали появляться в работах мастеров и их учеников.

 – Какую древесину используют мастера и почему? Особенности Усть-Илимской росписи?

– Местные мастера активно используют чистую древесину сосны. Сама природа и необыкновенно красивая текстура дерева подсказывают будущий рисунок и колорит. А цветовая гамма усть-илимской тайги, которую используют мастера, сдержанна, и лишь яркие краски жарков, шиповника, водосбора, одуванчиков и ромашек играют роль цветовых акцентов. Часто в работах мастеров появляется осенний колорит, осень в Сибири особенно красива. Зиму чаще изображают, рисуя пейзажи на тарелках, шкатулках и сувенирных магнитах, вплетая в рисунок виртуозные оживки и кружевные рамки.

 – Что Вы можете сказать о Елене Волк, коллеге по персональной выставке?

– В 1997 году Елена перешла на работу в Школу народных ремёсел. Неравнодушная к красоте и творчеству, в 2001 году поступила в «Школу для взрослых» и три года под моим руководством осваивала свободную кистевую роспись.

В 2005 году Елена впервые приняла участие в городской конкурсной выставке «Золотое дерево» и получила свой первый диплом. В 2012 году заняла 1 место в номинации «Роспись по дереву» во Всероссийском конкурсе «Сибирь мастеровая» в г. Иркутске.

В 2014 году была удостоена Гран-при  областного конкурса «Души и рук творенье тебе, Иркутская земля». В 2014 году Елена Волк была награждена поездкой в Москву на Всероссийскую выставку-ярмарку «Ладья. Зимняя сказка».

С 2016 года ведёт преподавательскую деятельность. В свою программу для подготовительных групп «Юный художник» Елена Анатольевна включила уроки росписи.

В 2020 году возглавила АНО по развитию творческих инициатив «РОСТ». В 2022 году АНО был написан проект «Традиции связующая нить», который получил поддержку Губернского собрания Иркутской области. В 2022 году получила звание «Народный мастер Иркутской области». В 2023 году получила Бронзовый диплом на VIII Международном фестивале-конкурсе «АртПроспект» в Кемерово.

Елена Анатольевна делится своими знаниями и умениями, проводит мастер-классы на различных площадках: в 2023 году в Уфе на фестивале национальных культур «X форум России и Белоруссии «Улица дружбы» провела серию мастер-классов по илимской росписи.

Она работает в разных техниках: мезенской, хохломской, городецкой, но ближе ей живописная, близкая к натуре урало-сибирская роспись. Вместе с коллегами разрабатывает и популяризирует местную илимскую роспись. В 2023 году приняла участие в разработке методического пособия «Илимская роспись. Создание сибирского колорита».

Обращу ваше внимание, что Елена Михеенкова более 30 лет занимается росписью по дереву, владеет городецкой, хохломской, домовой, петербуржской, волховской техниками росписи, но предпочтение отдаёт тагильской, активно участвует в выставках и конкурсах различного уровня, неоднократно становилась дипломантом и лауреатом.

Елена Николаевна проводит мастер-классы по росписи в городе, области и за её пределами, делится опытом и знаниями. Она подготовила более ста учеников, трое из которых получили почётное звание Народный мастер Иркутской области. Все эти годы с коллегами и учениками Елена Николаевна работает над созданием своей илимской росписи. В 2023 году Иркутским областным домом народного творчества и Усть-Илимской школой искусств №2 было выпущено методическое пособие «Илимская роспись. Создание сибирского колорита», автором которого она является.

А каковы впечатления о выставке?

Елена Александровна Ефимова, центр культуры «Родник», заведующая сектором по прикладному искусству, Народный мастер Иркутской области;

 – Обе Елены – мои подруги. Их работы масштабные. Высокое качество исполнения.

Елена Васильевна Гусева, исполнительный директор Союза мастеров «Оникс»:

 – Выставка удивительна по колориту. На улице мороз, а здесь в выставочном зале имени Виталия Сергеевича Рогаля чирикают птицы, цветут цветы в замечательных творческих работах Елены Михеенковой и Елены Волк. Их произведения проникнуты теплом и радостью.

Уважаемый читатель, убедитесь в этом сами, побывав на столь удивительной увлекательной выставке.