Непотопляемая мода Тулуна

Российские и зарубежные дизайнеры представили свои коллекции на ХI международном фестивале «Этноподиум на Байкале — 2019»
Самые маленькие из «Божественных Тар» Андрея Неверицкого
Самые маленькие из «Божественных Тар» Андрея Неверицкого

Яркий праздник моды и красоты прошёл в Иркутске 27—29 сентября. На фестиваль приехали как именитые, так и начинающие дизайнеры из Монголии, Кыргызстана, Тывы, Узбекистана и разных городов России. Они привезли с собой по нескольку коллекций одежды, чтобы не только показать, что модно носить в нынешнем сезоне, но и поучаствовать в конкурсе с несколькими номинациями: сценический и традиционный костюм, прет-а-порте, аксессуары, этностиль в современном костюме, арт-дизайн с элементами этники, вечерняя одежда. Победители завоевали право представить лучшие наряды на вечернем финальном показе.

— В дизайнерских работах, представленных на конкурс ХI международного фестиваля «Этноподиум на Байкале», отчётливо присутствует линия этники, и при этом на неё не делается упор, — говорит один из членов жюри конкурса, директор арт-галереи «Диас» Диана Салацкая. — Мы отсмотрели всех участников — коллекции разные: от спортивных, с элементами этники, до классических, и профессиональные, и дилетантские, авторы которых ещё учатся. И это здорово, что они находят в себе силы и храбрость выставлять свои работы в самом начале пути, чтобы показать то, что, возможно, и не будет воспринято публикой. В жюри конкурса вошли и дизайнеры, и специалисты швейного производства, и искусствоведы — и они сразу задают новичкам высокую планку. Среди представленных моделей я нашла много вещей, которые готова купить для себя.

Этноподиум — это не только конкурс, но и праздник: моды, дизайна, ремёсел и единства многонациональной культуры разных народов. Андрей Неверицкий приехал из Республики Тыва. В своём родном городе Шаганаре тувинский дизайнер с русским именем, польской фамилией и загадочной азиатской внешностью уже 2,5 года руководит театром моды и костюма «Он-кум». После школы Андрей выбрал для себя практичную специальность финансиста и неплохо окончил институт в Бишкеке. Вернулся — оказалось, что киргизский диплом нужно подтверждать в России. Решил ещё раз поступить — в ТувГУ. Во время учёбы увлекся танцами. Танцевал так, что его пригласили работать в театр танца и костюма. И он согласился. Неверицкий был педагогом-хореографом, костюмером, секретарём, подмастерьем в швейном цехе. Учёбу он бросил, а через шесть лет вернулся в родной город и открыл свой театр моды и костюма «Он-кум». Теперь Андрей сам придумывает одежду для своих подопечных. Сейчас к нему ходят заниматься около 200 девочек от 5 до 18 лет. Вот и в Иркутск дизайнер привёз не только свою коллекцию «Божественные Тары», но своих моделей.

— В коллекции представлены пять главных богинь — белая, жёлтая, зелёная, красная и синяя, которые спустились с небес и начали дарить жизнь на земле: взрослых людей — их представили ребята среднего возраста в чёрных костюмах, детей — самые маленькие, и сам центр Азии, — рассказал Андрей Неверицкий.

Непростая история и у коллекции Светланы Шишкарёвой из Тулуна. Наводнение не пощадило ни оборудования, ни части уже готовых для показа вещей из льна.

— Когда вода стала накрывать Тулун, наша швея работала дома, — поделилась Светлана Шишкарёва. — Мы пришли к ней после потопа. Все вещи, которые были в доме, казалось, прокрутила какая-то центрифуга. Страшно было сначала даже брать их в руки. Но, когда мы развернули их, оказалось, что льняные ткани не только не потеряли вида, но стали даже выглядеть лучше.

Этот случай и дал название коллекции Светланы Шишкарёвой, созданной альянсом мастеров-ремесленников сибирской глубинки, — «Непотопляемая мода Тулуна». На многих изделиях в качестве полезного декора в нарядах присутствуют карманы.

— Потому что «тулун» в переводе с бурятского — «кожаный мешок», который использовался для хранения ценных вещей, — объяснила дизайнер.

Овации зрителей вызвала яркая коллекция «В каждом рисунке — солнце» Оксаны Пономарёвой. Она придумана специально для родителей и детей с особенностями развития. Каждая модель украшена росписью в технике холодного батика или аппликацией. Демонстрировали наряды «солнечные» ребята из иркутского центра «Радуга».

Самой яркой и фантастической стала коллекция «Сияние узора» Айдаш Сат из Тывы.

— Это такой утрированный образ современной молодёжи, которая не боится показать себя, — говорит дизайнер. — Я использовал сияющие голографические ткани, сетку, плёнку, ткань «хамелеон».

Елена Шипилова из Москвы — художник-модельер, лауреат премии Национальной академии индустрии моды, представила реконструкцию коллекции платьев, созданных легендарной художницей Надежды Ламановой для своей подруги, скульптора Веры Мухиной.

— На каждом этноподиуме появляются новые дизайнеры и из России, и из стран СНГ. Мы обрастаем друзьями, коллегами, показываем наши традиции и культуру, — говорит Роза Халтуева, организатор фестиваля и президент Евразийской организации этнодизайнеров. — Следующее мероприятие мы планируем провести в апреле 2020 года. Уже сейчас могу сказать, что его тема будет связана с экологией.