Насвистели весну

Все «птицы» слетелись в Тургеневку
«Галёпы» в честь весны напекли в Баяндаевском районе
«Галёпы» в честь весны напекли в Баяндаевском районе

Выходные с народными играми
Выходные с народными играми
Все плохое сгорело в огне
Все плохое сгорело в огне

Принесли весну на крыльях в белорусское село Тургеневка Баяндаевского района. Там прошел яркий и музыкальный праздник — «Гуканне вясны». Главным символом этого древнего праздника являются птицы. Считается, что настоящая весна приходит лишь тогда, когда они возвращаются с зимовки из теплых стран. Не заметить место, где проходит «гуканне», сложно. Ведь все вокруг украшается разноцветными лентами и яркими птицами из бумаги и других подручных средств. Как и в старину, этот праздник вышло отмечать все село, с песнями да танцами, чтобы зазвать да показать девице-весне, как у них хорошо. Удалось ли это жителям, читайте в нашем материале.

Громкий и яркий праздник весны в Тургеневке ждут всегда с нетерпением. Уже не первый год с начала марта тут разворачивается работа по изготовлению главного символа — птиц, а также ярких разноцветных ленточек. Атмосфера вокруг по-настоящему весенняя, и жители в полной мере готовы встречать весну-матушку. 

Традиции такого праздника имеют глубокие корни. Звать весну начали еще в древние времена. С наступлением весны белорусы отмечали праздник «Гуканне вясны». Как раз в эту пору, по представлениям белорусов, прилетают с «Выраю» (с небесного рая) птицы, которые приносят на своих крыльях Весну. Весна в народном представлении имела образ богини красоты Лады. И именно от нее зависят приход тепла, расцвет всего живого, будущий урожай и сама жизнь человека. Но чтобы богиня действительно заглянула в село, нужно провести традиционные обряды.

Первым из таких было обращение к солнцу. Жители в обрядовых костюмах, клетчатых юбках, разноцветных платках и узорчатых рубахах, подняв руки вверх, громко просили у солнышка света и тепла.

Следующим обрядом стало кормление земли. С правильными присказками накормили жители землю-матушку ячневой кашей, чтобы потом и земля была так же щедра к людям.

Самым громким обрядом стало исполнение веснянок — весенних песен, которые имеют характерную особенность — протяжный звук «у-у-у». Это объясняется тем, что весной просыпается земля и человек ощущает прилив энергии. Зимой же песни спокойные, потому что природа спит. Ну а самые звучные песни поются летом. При исполнении последней песни-веснянки все одновременно (по предварительной договоренности) запустили искусственных птиц. Конечно же, они летят недолго, но свою магическую задачу, как считали белорусы раньше, успевали выполнить. Ведь Лада во время песен должна обратить внимание на голосистых людей и в одно мгновение увидеть большое количество «птиц». Как теперь не прийти на Землю?!

Спеть спели, и никто не забыл «затанцевать» Весну. А для этого все дружно стали водить «карагоды» (хороводы).

— Первый обязательный «карагод» называется «Кола». «Кола» в переводе значит «круг», символизирующий солнце. Считалось, что хоровод охранял от злых сил и невзгод. Со временем белорусы несколько разнообразили обычные хороводы. Например, есть у нас хоровод с прыжками: после каждой спетой строчки песни все стараются подпрыгнуть как можно выше, а после этого хоровод идет уже в другую сторону. Делается это для того, чтобы урожай был высоким, — поясняет организатор праздника Мария Корчевская.

На смену танцам да песням пришли и веселые игры. Одна из полюбившихся и особенно весенних игр — «Ручеек». По традиции он символизирует таяние снега, когда солнце согрело землю и ручейки побежали навстречу весне. Еще одна игра, которая помогала пробудить весну от зимней спячки, — перепрыгивание через канат. Изюминкой игры были сильные постукивания ногами о землю, чтобы весна точно смогла проснуться.

Но несмотря на громкие зазывания, весна — девушка капризная. Да и зима уступать свои владения ей не хочет… В этом убедились и тургеневцы, когда в разгар праздника к ним вышел пособник зимы — Пужайло, держа в руках страшное чучело зимы и пугая всех присутствующих. Да пришел он не один, а с помощниками, которые быстро подхватили девушек под руки и стали кружить, напоминая самую настоящую метель. Но девушки из Тургеневки оказались не промах, перехватили инициативу и забрали у Пужайло чучело, которое по традиции нужно обязательно сжечь на костре. С зимой у многих были связаны долгие ночи, длинные скучные вечера, а еще простуды и другие неприятные и опасные болезни. Поэтому в народе существовал обычай: сжечь в костре все старые вещи, которые хранят память о болезнях и неудачах. Так и поступили тургеневцы.

После сжигания злого чучела все дружно взяли свистульки, сделанные в виде птичек, и громко «по-птичьему» засвистели. Этот необходимый элемент должен окончательно убедить Ладу, что птицы уж точно прилетели, вон как заливаются…

С такими активными играми да обрядами не мешает и подкрепиться. К тому же блюда тут тоже были особые. На Масленицу жарят блины, а на «Гуканне вясны» — яичницу. Яйцо — это символ солнца. Каждый участник обряда обязательно должен был съесть минимум одно жареное яйцо, иначе обряд не будет завершен. Причем яйца жарятся без соли («чтобы жизнь соленой не была»).

Кроме яиц всех угощали «галёпами», эдакими пирожками из теста в виде птичек. В старину этими мучными изделиями щедро угощали всех нищих, убогих, странников. В этом также присутствовал магический смысл: чтобы Лада была щедрой на урожай.

— Праздник всегда проходит весело и с самыми приятными эмоциями. Все без исключения начинают принимать участие в обрядах и играх. Хочется верить, что после такого настойчивого гукання весна обязательно придет в наши края, — поделилась Мария Корчевская.

Ручеек из рук разлился  в Тургеневке
Ручеек из рук разлился в Тургеневке