«Нам доверяют самое дорогое — лето и детство»

Лучшей старшей вожатой России признана иркутянка Анна Кошкина
Текст: Наталья Федотова , Фото: автора и из архива Анны Кошкиной , Копейка , № 3 от 29 января 2020 года , #Общество
Анна Кошкина в гостях у «Копейки»
Анна Кошкина в гостях у «Копейки»

Первая линейка на открытии смены, знакомство с детьми
Первая линейка на открытии смены, знакомство с детьми

Всероссийский конкурс «Лига вожатых» соостоялся в конце прошлого года в Москве, в нём приняло участие 10 тысяч человек из 85 регионов России. Конкурсанты соревновались в номинациях «Вожатый­стажёр», «Вожатый» и «Старший вожатый». Иркутянка Анна Кошкина стала победительницей в номинации самых опытных — старших вожатых. Сегодня девушка работает педагогом­организатором в школе посёлка Молодёжного и строит амбициозные планы — она мечтает вывести на новый уровень детский отдых в Иркутской области. Мы поговорили с Анной о детях, об отдыхе и о современных вожатых.

Харизма и актёрское мастерство

— Вожатый — это не просто должность или профессия, а прежде всего состояние души, — говорит Анна. — Нужно идти в ногу со временем, разговаривать с молодёжью на её языке, понимать, что ей интересно. Дети, в свою очередь, показатель качества взрослого мира. В детской среде видно, что на самом деле важно, а что нет, что меняется, а что вечно.

— Анна, как вы стали вожатой?

— Ещё учась в школе, я занимала довольно активную позицию: участвовала в мероприятиях, конкурсах, концертах. А после того как в 2012 году поступила в пединститут, заскучала. Вообще­то я не хотела быть педагогом, точнее — не знала, кем я хочу быть. Поэтому даже ЕГЭ сдала практически по всем предметам, кроме физики и информатики. Однажды принесла документы в пединститут, на филологическое отделение, а в итоге поступила… на музыкальный факультет.

— Вы окончили музыкальное училище?

— Нет, но в десятом классе сама научилась играть на гитаре. Уже в институте переучивалась играть на фортепиано, углублённо изучала сольфеджио и нотную грамоту. Всё это сильно пригодилось мне уже во время работы в детских лагерях. В педотряде, если ты умеешь играть на гитаре, это 50 процентов успеха.

Впрочем, в институте сидеть за музыкальным инструментом целыми днями мне было не очень весело. Хотелось студенческой жизни, которой не было на факультете, и когда я пришла в педотряд, то сразу поняла — это моё. Отряд наш, «Труверы», кстати, старейший в Иркутске, с него началось движение педотрядов в области. Он был основан в 1966 году и с тех пор не прекращал своей деятельности. Для меня он стал настоящей школой жизни, помог развить сильные качества.

— Чем занимаются в педагогическом отряде в течение года?

— Готовятся, чтобы поехать в летний лагерь. Работа с детьми требует большой подготовки — в том числе курсы вожатского, актёрского, ораторского мастерства. И не все на практике могут быть вожатыми. Бывает, что человек год занимается, но методический экзамен не проходит. В этом деле требуется обладать лидерскими качествами, чтобы вести за собой детей. Креативное мышление и харизма — тоже отличный бонус.

— А зачем необходимо актёрское мастерство?

— Мы проводим много игр, ставим номера, в том числе и театральные. Чтобы ребёнок поверил, что перед ним определённый герой, надо вжиться в эту роль. Кроме того, вожатый должен всегда уметь сориентироваться на месте и, если возникла заминка — ребёнок растерялся или что­то произошло, суметь подыграть.

— Анна, вы сами ездили в детские лагеря, когда учились в школе?

— Увы, мне не удалось. Однажды, правда, когда мне было уже 16 лет, съездила в профилакторий «Металлург» в Шелехове на зимнюю смену и пробыла там меньше положенного срока. Мне не понравилось — никто с нами не занимался, это было скучно.

— Став вожатой, учли печальный опыт?

— Конечно. Это ведь и есть главная задача вожатых — организация досуга детей, чтобы им было интересно. Мы стараемся занимать до 90 процентов детского времени — играми, мероприятиями, своим присутствием. Это целая наука! Многие говорят, что вожатый — это несерьёзно. Но, если задуматься, нам доверяют самое дорогое — лето и детство. И лично мне кажется, что это очень серьёзно и важно.

«Кто шагает дружно в ряд?»

— Первые вожатые появились в 1922 году, когда зародилось пионерское движение. А в 1991 году вместе с большой страной исчезла и самая большая детская организация — пионерская. Поменялись и ценности. Раньше, например, исключение из рядов пионеров считалось суровым наказанием. А что сейчас? Как вы взаимодействуете с детьми? Как их воспитываете?

— Считаю, педотряды — та же пионерская организация, только современная. Традиции детских лагерей идут ещё с тех времен: песни у костра, например, и вечерний орлятский круг, когда все вместе подводят итоги дня и поют песни.

Дети, конечно, быстро меняются, с каждым годом. Я застала, казалось бы, небольшой промежуток времени — восемь лет, но и за этот период сменились ценности и приоритеты. Если в 2013—2015 годах у любого ребёнка можно было спросить, знает ли он, например, режиссёра Михалкова или какой­либо советский фильм — ту же «Бронзовую птицу», и он ответил бы утвердительно, то сейчас таких детей не найдёшь.

Песни у костра, а также кричалки и речёвки ещё пять лет назад пользовались большой популярностью. А в прошлом году наши дети отказались от речёвок, и мы ходили по лагерю строем с портативной колонкой! Опять же раньше существовало разделение на субкультуры. Современные дети, напротив, стараются друг на друга походить.
У них единый стиль в музыке, одежде, причёске. Сейчас я веду седьмой класс и тоже это вижу — школьники не хотят выделяться, хотят быть как все.

Вожатые, разумеется, подстраиваются под модные течения и каждый год стараются менять специфику работы. Например, в 2013 году мы устраивали вожатский концерт, пели и играли для детей со сцены, а сейчас они просто не станут нас слушать. Поэтому мы ставим современные танцы — флешмоб. Дети повторяют друг за другом и счастливы. Очень популярны у молодёжи передачи «Танцы и песни» на ТНТ. Любопытно, но за всё время я ни разу не слышала про «Дом­2», о нём уже никто не говорит.

— То есть вы просто подстраиваетесь под детские интересы?

— Когда мы пишем программу летнего отдыха, всегда ставим перед собой цель: сформировать патриотическое воспитание, раскрыть творческие грани ребёнка, познакомить с родным краем, рассказать о проблемах экологии. Для того чтобы дети знали свою историю, организуем День пионерии, рассказываем о Великой Отечественной войне, проводим уроки мудрости, где обсуждаем социальные проблемы и прививаем моральные качества. Просто делаем это, ориентируясь на их предпочтения. Они любят танцы? И мы много танцуем на каждом мероприятии!

Смена длится всего 18 дней, но я точно скажу: дети уезжают домой совершенно другими. У нас даже есть такая вожатская мудрость: любая смена, вне зависимости от того, как она прошла, сделает тебя лучше. И речь как о детях, так и о вожатых.

— Чем старший вожатый отличается от остальных?

— Его задача — организовать работу коллектива вожатых. Хотя они и считаются взрослыми людьми, но им тоже хочется романтики. Часто думают, что в лагере можно отдохнуть. Любят купаться в заливе, а делать это нельзя, особенно в рабочее время. Некоторые не выдерживают адаптации, приходят ко мне и начинают плакать: «Мы хотим уехать…» Вот и приходится успокаивать детей в группах от 6 до 9 лет, которые скучают по маме, и вожатых­новичков. Но часто бывает, что, отработав плохо в первом сезоне, мои вожатые раскрываются на втором.

«Будь готов!» — «Всегда готов!»

— Анна, что вам дало участие в конкурсе «Лига вожатых»?

— Понимание, что всё не зря. В финале нам предстояло пройти тестирование, а также продемонстрировать знание психологии, педагогики, нормативно­правовой базы и основ безопасности жизнедеятельности. И для меня это стало толчком, чтобы развиваться в этом направлении дальше. К сожалению, в нашем регионе страдает сфера детского оздоровления, поскольку нет крупных организаций, как, например, «Мосгортур» в Москве. У нас путёвки распределяются через соцзащиту или коммерческие организации, но нет центра, который координировал бы этот процесс. Я мечтаю развивать сферу детского круглогодичного отдыха, планирую написать проект и подать заявку на какой­нибудь грант.

Хорошо бы также разработать профстандарт для такой профессии, как вожатый, чтобы стаж работы шёл в трудовую книжку. В данное время я являюсь редактором самого крупного в стране паблика Вконтакте — «Вожатник». Здесь вожатые со всей страны организуют свои дистанционные школы, обмениваются опытом, придумывают новые игры. Я уверена — в будущем ездить в детские лагеря станет ещё интереснее!

Вожатский отряд «Труверы» в лагере «Лазурный»
Вожатский отряд «Труверы» в лагере «Лазурный»