«Мой гений веки пролетит» – сбылось!

Текст: Г.Е. Горланов , Фото: из открытых источников , Окружная правда , № 40 от 17 октября 2024 года , #Культура

Россию природа не обделила творческими талантами, которыми гордится Отчизна. Одним из великих по праву считается М.Ю. Лермонтов. В ряду классиков русской литературы ему принадлежит одно из первых мест. Что такое для нас Лермонтов? Пожалуй, сразу и не объяснишь то ощущение радости, которое охватывает, едва бросаешь взгляд на выразительное лицо с задумчивыми глазами, властно вбирающими в себя одновременно нежную любовь к просёлочным дорогам, «дымку спалённой жнивы», к говору русского «мужичка»…

Родился Лермонтов в ночь со 2 на 3 октября (по старому стилю) в Москве, в доме неподалёку от Красных Ворот. Теперь на этом месте находится высотное здание. И учился он тоже в Первопрестольной, в Университетском Благородном пансионе.

«Мой гений веки пролетит», – пророчествовал поэт. Сбылось! Ныне мы чествуем его в связи с 210-летием со дня рождения, а крылатое лермонтовское утверждение будет действенно и во все следующие столетия. Не просто блистательными строками, которых, конечно, множество в творческом арсенале писателя, но прежде всего содержательной наполненностью их. Искренней любовью к Родине и её народам, к природе дорогой сердцу страны, к труженикам-крестьянам на ниве хлебопашества.

Любовь эта начиналась с малой родины – с его родимых Тархан, расположенных в нынешней Пензенской области. В детские годы он бывал в нашем областном центре, и сейчас «в скверике Лермонтова» стоит его памятник. Именем поэта названы улица, центральная областная библиотека, две школы. Ежегодно проходят Дни поэзии в месяц его рождения с присуждением премий. В Пензенском государственном университете проходят в его честь конференции с международным участием.

Сыном Отечества, гражданином человек становится тогда, когда осознаёт принадлежность к Родине, когда живут в нём песня матери (в данном случае запомнившаяся поэту песнь Марии Михайловны) из далёкого детства, вечерняя звезда над крышей родимого дома, туманы над лугами и прудами (автор вдохновенно поэтизировал их), щебет птиц в кронах деревьев и густых кустарниках. Душа его особенно была возвышенной, когда он вспоминал:

И вижу я себя ребёнком,

и кругом

Родные всё места:

высокий барский дом

И сад с разрушенной

теплицей;

Зелёной сетью трав

подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится

и встают

Вдали туманы над полями.

Без любви к малой родине не может быть и любви к большой. Это одна из характерных черт русского человека: любить родителей, их дом и землю, на которой ты родился и где провёл своё детство. Чуть ли не каждый жизненный штрих остаётся в памяти поэта, и каждый из них вносит определённую лепту в формирование характера, личности автора. Чего-то очень даже существенного не хватало бы в этой творческой судьбе, скажем, без влияния на него сельского быта.

«Достаточно в современном селе Лермонтово послушать старинные песни, особенно когда они излагаются «сказкой», а не поются «на голос», – отмечал исследователь творчества М.Ю. Лермонтова С.А. Андреев-Кривич, – чтобы понять, откуда лермонтовский «калашниковский» язык и стих: прямо от народа, от хранимого из веков народного стиха, от сохранённого песнью старинного языка». Напомним, что кормилицей дитяти Лермонтова была крестьянка Лукерья Алексеевна Шубенина (1786–1851), которую уже взрослый писатель душевно чтил и глубоко уважал.

В Тарханах отмечали все народные праздники, и свидетелем, участником этого был юный Лермонтов. «В Святки было широко распространено хождение ряженых. В Тарханах этим увлекались многие, особенно женщины и молодёжь. Вывернув шубы и полушубки мехом наружу, наложив на лицо собственноручно сделанные маски, они изображали медведей, волков и других животных. Рядились молодые стариками и старухами. Много смеха было, – рассказывает старожил села А.И. Потапова, – когда мужики одевались бабами, а бабы – мужиками». Ряженые разыгрывали сцены, плясали, проходя всем селом из избы в избу.

Во времена Лермонтова они наведывались и в господский дом. «Святками каждый вечер приходили в барские покои ряженые из дворовых, – сообщал С.А. Раевский, – плясали, пели, играли кто во что горазд. При каждом появлении нового лица Миша бежал к Елизавете Алексеевне в смежную комнату и говорил: «Бабушка, вот ещё один такой пришёл», – и ребёнок делал ей посильное описание».

Лермонтов смотрит на свою Родину глазами не стороннего наблюдателя, а её коренного жителя, подлинного сына своей Отчизны, крепко связанного делами и помыслами с народной Россией. Стихотворение «Родина» композиционно построено антитезисно. В первой его части, до строчки «Не шевелят во мне отрадного мечтанья», всё основано на отрицании с помощью частиц «не» и «ни», начинающих новый стих («Не победит…», «Ни слава…», «Ни полный…», «Не шевелят…»). Во второй же части, напротив, – на утверждении всего того, что любит автор. Взор его останавливают характерные и в то же время обыденные для среднерусского пейзажа детали: степи, леса, «разливы рек», просёлочные дороги, «огни печальных деревень», «дымок спалённой жнивы», «ночующий обоз» и т.п.

Финальные строки «Родины» постепенно переходят от пейзажных зарисовок к непосредственно сельским жителям.

Дворянин Лермонтов, не знавший материальных затруднений, проведший большую часть всей сознательной жизни в городской обстановке, в дороге и в армейских частях, пишет о русском народе, живущем в избах под соломенными крышами. Пишет с откровенной теплотой («С отрадой многим незнакомой»), на самом деле большинству высокопоставленных чиновников «незнакомой»:

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник,

вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем

и свистом

Под говор пьяных

мужичков.

Поэзию Лермонтова можно сравнить с высокой и прочной железобетонной опорой, не дающей провисать высоковольтной линии интеллектуальной энергией, протянутой на многие века к культуре XXI столетия и дальше. При этом воображаемая опора не только поддерживает высоковольтную линию, но и постоянно подпитывает её своими поэтическими токами. Не каждый писатель может выдержать лермонтовскую энергию, обладающую огромным напряжением и притягательностью. Те писатели, которые активно воспринимают силлабо-тоническую стихию и могут в искусстве её преобразовать, достигают в своих творениях впечатляющих успехов.

Задолго до написания «Родины» (вторая половина 1834 года) в «Панораме Москвы» 20-летний юнкер лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтов выделяет исторические памятники русской культуры, сыгравшие важную роль в становлении Российской державы. Сюда вошли и памятники доблестным гражданам России Минину и Пожарскому, и Поклонная гора, «откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль».

«Что сравнить с этим Кремлём, который, окружась зубчатыми стенами, красуясь золотыми главами соборов, возлежит на высокой горе, как державный венец на челе грозного владыки? – спрашивает Лермонтов и продолжает: – Он алтарь России, на нём должны совершаться и уже совершались многие жертвы, достойные отечества… Давно ли, как баснословный феникс, возродился из пылающего своего праха?»

Да, именно так, как он, «как русский, – сильно, пламенно и нежно», можно и должно любить столицу государства, символизирующую Родину – Россию. Национальный характер стихов, пронизывающий всё творчество Лермонтова, с наибольшей силой проявился в знаменитых строчках произведений: «Парус», «Выхожу один я на дорогу», «И скучно, и грустно…», в «Казачьей колыбельной песне», «Завещании», «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Когда волнуется желтеющая нива», в поэмах «Мцыри» и «Демон», а также, конечно, в романе «Герой нашего времени» и в посвящении Пушкину – «Смерть Поэта». Здесь же и высокий накал неприятия к несправедливости окружающей действительности, мятежный настрой против неё.

 

У многих лермонтоведов, деятелей культуры, писателей, у каждого любителя словесности есть свой Лермонтов, и мне бы тоже хотелось самовыразиться в контексте затронутой темы:

Мой Лермонтов,

Земли родимой слава!

Тебе ищу достойные слова.

Тверда твоей поэзии держава,

Да будет так,

покуда Русь жива!

А Русь наша, несмотря на трудные нынешние времена, отравленные горбачёвско-ельцинской продажной «перестройкой», будет жить всегда. Пройдёт и нынешнее смутное время, ибо зло не бывает вечным в стране, рождающей гениев – таких, как великий Лермонтов.

Г.Е. Горланов, доктор филологических наук, профессор Пензенского государственного университета, член Союза писателей России, лауреат Всероссийской премии имени М.Ю. Лермонтова в номинации «Поэзия». г. Пенза.