Люди верят в чудеса — 2
Два года назад мы опубликовали в нашем еженедельнике удивительные истории прихожан иркутского храма Спаса Нерукотворного. Люди делились с журналистом рассказами о переменах в жизни после поклонения образу Николая Чудотворца. Эта икона появилась в храме в 2008 году. Раньше она долгие годы находилась в церкви села Копылово Качугского района. Когда в 1930-х годах храм стали разрушать, сбрасывать кресты и жечь иконы, одна из прихожанок спасла икону и спрятала ее у себя в доме. После гонений она смогла открыто повесить икону у себя в доме, и на нее молились все домочадцы. В 2008 году наследники передали икону в Спасский храм Иркутска. По словам прихожан, эта простая на вид икона оказалась чудотворной. К священникам и работникам храма время от времени стали подходить люди с просьбами отслужить перед иконой молебен, а еще — взять в подарок для святого Николая какую-нибудь дорогую вещь. Кто-то принес свои золотые часы со словами: «Святой мне помог, а я ему хочу эти часы подарить!», кто-то — серьги, кто-то — цепочку. И вскоре все пространство иконы оказалось занято этими подарками. Так что пришлось потом даже убрать часть, чтобы был виден хотя бы лик святого. После праздника Рождества некоторые прихожане вновь рассказали о том, как им помог святой Николай Чудотворец. Думаем, эти истории будут вам интересны.
— Только, пожалуйста, повесьте мои сережки, пусть они хотя бы немного побудут у святого Николая! — просит девушка, которая встретила свою любовь.
— Так ведь, помилуйте, и вешать-то уже некуда! Скоро и самого лика уже не видно будет, — отвечает староста храма Тамара Леонидовна.
Но ничего нельзя поделать с теми, кто хочет поблагодарить святого. При мне девушка сняла с пальца колечко и положила его на деревянную рамочку резного киота. Поговорила со святым и ушла.
Украшения святому дарят разные: и пластмассовые, и стеклянные, ничего не стоящие и золотые, и серебряные, и из поделочного камня. И за каждым украшением — своя история…
— Я жила в деревне Податорской на Ангаре, — рассказывает прихожанка Надежда. — Это Усть-Удинский район, места, где родился писатель Валентин Распутин. Распутинская-то Аталанка на берегу реки стояла, поэтому под воду ушла, а наша вот деревенька чудом уцелела. К нам в такую глухомань редко кто заезжает. А я уже выросла, замуж бы надо, да женихов в деревне нет — все разъехались кто куда. Просила я о замужестве Николая Чудо-творца. Однажды приехал к нам из города знакомый за картошкой. Увидел меня. А у него два сына в городе взрослые. Вернулся он в город и говорит им: вот, ребята, такая-то девушка Надя в Податорской живет. Шибко хорошая, работящая! Не упустите. Кто женится на ней, ни за что не пожалеет!
Потом приехал со старшим сыном Георгием — на невесту поглядеть. Я ему понравилась, но почему-то испугалась замуж идти. А мама мне говорит: «Ты просила святого Николая о замужестве? Вот теперь иди, не отказывайся от того, что Господь дает!» Мы обвенчались в Михаило-Архангельском храме, нас сам настоятель, отец Каллиник венчал. Трое детей у нас, я все время к святому Николаю теперь обращаюсь как к отцу родному и благодарю его за то, что у меня такая хорошая, крепкая семья и такое счастливое замужество оказалось.
Две сестры, Наталья и Елизавета, ездят в Спасский храм из Иркутска Второго. Они рассказали, что бабушка у них была очень верующая, она-то и приучила их в воскресенье на службу в храм приходить. Она же очень почитала святого Николая Чудотворца, всегда ему молилась. И однажды он ей приснился. Сон этот она сохранила на всю жизнь и много раз потом его рассказывала, особенно один эпизод.
«Идем мы со святым Николаем по аду, — рассказывала бабушка. — Он мне показывает, что с людьми происходит, которые в жизни грешили. И вдруг вижу я — широкая-преширокая река течет. Густой такой туман над ней поднимается, а вода холодная-прехолодная, печальная такая, как будто это не вода в ней течет, а слезы людские. И сидят на берегу этой реки мальчики. Спиной к нам уселись и в воду камешки бросают. Невесело. Не так, как обычно мальчишки блинчики по воде пускают. Один камень! Потом тишина. Второй! И снова тишина. И такая стоит тоска над этой рекой, как будто это не дети вовсе, а старички маленькие. Не бегают, не резвятся, не смеются, не шалят. А как маленькие заключенные — тоскливо так на мимо текущую воду смотрят. «А что это за дети? И почему они здесь?» — спрашиваю святого. А он отвечает: «А это, видишь ли, те дети, которых матери рожать не хотели на земле, аборты сделали. Здесь и родились их малыши, а жизни им тут никакой нет. Сидят вот и на реку смотрят…»
— Приехала я в Москву получать высшее образование, — рассказывает прихожанка Спасского храма Ксения. — Поступила в институт, экзамены сдала на «отлично». И вот — первая сессия. Надо сдавать экзамен по истории Отечества. А меня такой страх обуял, что и выразить нельзя! Жила я с двумя девушками в общежитии. Одна из нас была из Рязани, вторая из Черемхово, и я из Иркутска. Они утром рано ушли, поехали на экзамен к девяти. А я сижу в комнате, разложила конспекты и учебники на столе, учу.
Восемьдесят билетов. А в каждом еще и по два вопроса. Сижу, час читаю, второй, третий. И уже ум за разум заходить стал: что читаю — ничегошеньки не помню. И думаю — так зачем это все читать, если в голову уже не лезет ничего?
Достала я свой акафист святителю Николаю и прошу святого: «Помоги, Николай Чудотворец! Я понимаю, что недостойна твоего внимания, что ленивая и нерадивая. Что учить надо было, а не на Бога надеяться. Но ты помоги, если можешь. Помоги, а?» При-ехала из института в три часа дня соседка, которая родом из Рязани.
«Представляешь, три мне поставил! А я так долго учила, я все вопросы разобрала и законспектировала! Этот профессор просто зверюга!» — сквозь слезы сказала она.
В четыре приехала вторая, которая из Черемхово родом. Тоже тройка в зачетке. Ну, была не была, и я отправилась в институт. Поднимаюсь на второй этаж — аудитория закрыта, экзамен окончен, все студенты по домам разъ-ехались. Иду в деканат на ватных ногах. Там сидят за накрытым столом двое — наш декан и профессор по русской истории. Колбаса, сало, ветчина розовеют на тарелочках. Стоит бутылочка красного вина. Хлеб горкой выложен.
«Простите, я опоздала, можно мне сдать в понедельник с другой группой?» «Нет, нельзя! — строго говорит профессор. — Тяните билет и отвечайте!» И протягивает пачку билетов. Я тяну самый верхний и… подпрыгиваю от радости! «Славяне в VI—IX веке» — первый вопрос. И «Смута, XVII век» — второй вопрос. А я знаю их от и до! Любимые мои темы. Профессор внимательно выслушал мой ответ, задал еще тройку вопросов дополнительных и написал в зачетке: «Отлично». И роспись свою поставил.
«Что, двойка?» — спрашивают меня соседки, когда домой вернулась. «Нет!» — «Тройка?» — «Нет, не угадали». — «Четве-е-ерка?» — «Нет!» — «А что тогда?» — хором спрашивают они. Открываю свою зачетку и показываю. Никогда мне не забыть удивленных лиц однокурсниц.
Места Николая Чудотворца
До 30-х годов ХХ века в Иркутской области не существовало ни одного города, ни одного села, где не было бы храма, посвященного этому святому, или хотя бы придела в церкви. В Иркутске один из храмов был возведен в Кузьмихе, имел редкую круглую форму ротонды. А второй — в Глазково, на горке возле вокзала. Он и сейчас стоит на том же месте. Еще была деревянная церковь Николая Чудотворца на улице Омулевской, ее закрыли одной из последних — в 1940 году, а потом сделали там кинотеатр «Экран». На улице Красноярской была церковь 28-го Сибирского стрелкового полка, вмещавшая 1000 человек одновременно и посвященная Николе Чудотворцу. Даже в знаменитом Белом доме на набережной Ангары, в доме генерал-губернатора, больше известном как бывшая научная библиотека ИГУ, тоже была одноименная церковь.