«Круто, чувак!»

Иркутянин Сергей Шевченко путешествовал автостопом два года

Сергей Шевченко — необычный автостопщик. Два года назад, в ноябре 2013-го, он вышел в Иркутске из своего дома, а вернулся в родной город только в ноябре 2015-го. Двухлетнее путешествие автостопом стало для него большим приключением, интересным опытом и даже школой выживания. Он побывал в 23 странах, зарабатывал на жизнь, играя на улицах, тестировал спортивное снаряжение, а еще снимал все свои странствия на видео. В итоге получился документальный сериал из коротких фильмов под общим названием «Между небом и аллигатором».

На скамейке в Нью-Йорке

Сергей говорит, что не собирался надолго покидать родной город. Все произошло случайно. Он очень разносторонний парень — играл в театральной студии, когда учился в ИрГУПСе, работал в иркутском модельном бизнесе, его фото можно было увидеть в глянцевых журналах, например на обложке Sparkler, участвовал в Неделе моды в Шанхае, а еще с детства увлекался музыкой. В Иркутске он играет в группе MAYAKI.

Постоянная увлеченность чем-то новым, а также желание выйти за рамки привычной жизни в итоге привели его к идее большого путешествия автостопом. Впрочем, до этого Сергей успел два раза побывать в США по студенческой программе Work&travel. Эта программа не оплачивает ни проживание, ни дорогу, но с ней проще получить рабочую визу в Америку. Жизнь в Нью-Йорке стала еще одной причиной большого кругосветного приключения.

— Помню, когда я несколько лет назад приехал в Нью-Йорк, в кармане у меня было всего 300 долларов. Вышел из самолета, языка не знаю, знакомых нет. Куда идти? Решил поехать на Брайтон-Бич, где живут русские, думал, там помогут с жильем, работой. Но посмотрел, как они разговаривают друг с другом, как реагируют на меня, и пропало всякое желание общаться с ними. Вечером я расстелил простыню под деревянным помостом на пляже и решил там заночевать. Лежу, надо мной ходят русские люди, слышу родную речь, на меня сыпется песок сверху... Таким у меня был первый день в Нью-Йорке. Я прожил в Нью-Йорке год, из них полгода — на улице. Спал, где ночь застанет — на скамейках в парке, под деревянными навесами, на крышах, около церквей. Но это меня закалило. Мне понравилась уличная жизнь.

Все началось с динозавра

Первый опыт путешествия автостопом по России был забавным. Сергей решил доехать от Иркутска до Красноярска на попутках в костюме динозавра. Говорит, что не хотел никого шокировать — на дворе была зима, а у него не было спальника. Зато оказался костюм динозавра, который, правда, больше пугал, чем привлекал водителей на трассе.

Затем решил доехать до Санкт-Петербурга автостопом, но это путешествие затянулось на два года.

— Самый сложный момент — это выйти за порог дома. Когда я прощался с мамой, с друзьями, я не знал, вернусь когда-нибудь в Иркутск или нет. Важно выдержать этот момент, перешагнуть психологический барьер, и тогда можно спокойно путешествовать.

Первоначальная идея была такой — он доезжает автостопом до Санкт-Петербурга и возвращается обратно в Иркутск. Чем-то нужно было зарабатывать в пути, и Сергей вспомнил про музыку. Для начала решил попробовать поиграть в Иркутске в подземном переходе на мелодике (духовой инструмент в виде маленького пианино). За день он заработал где-то 300 рублей. Деньги вроде небольшие, но на них можно купить поесть или заплатить за проезд. Тогда и родилась идея: а почему бы из Петербурга не доехать до Франции и не поиграть там на улицах городов?

— Я никому не говорил, что еду в кругосветное путешествие. Я вообще не делаю из этого какого-то особого события, просто поехал да и все. Мне нечего было бросать — у меня не было ни семьи, ни ипотеки, ни каждодневной работы. Все мои друзья на тот момент жили в разных городах и поддерживали меня. Все говорили: «Круто, чувак!»

На роликовой доске

Автостопщики обычно говорят, что опаснее всего ездить на попутках по России. Сергей Шевченко, к сожалению, этот тезис подтвердил. Он не помнит ни одного неприятного случая в Европе, а в России были такие моменты. В первые дни в Иркутской области Сергей очень долго не мог поймать машину, поэтому, когда остановились старенькие «Жигули», не посмотрел, кто там сидит. А там ехала подвыпившая компания парней с бутылками пива, сиденья были очень потрепанными, причем водитель тоже был нетрезвым. В общем, ребята были подозрительными. Но все обошлось.

Любой автостоп — это прежде всего выход из зоны психологического комфорта. Сергей понял, что ему нужен какой-то стимул для того, чтобы проще было бороться с усталостью, непогодой и неприятностями в пути. Он решил вести блог и снимать видеофильмы, поэтому перед европейским путешествием пришел в московский офис кинокомпании документальных фильмов. Там заинтересовались идеей большого путешествия автостопом с видеокамерой и предложили снимать каждый день своей жизни, а материалы отправлять в студию. Так появилась серия короткометражек «Между небом и аллигатором. Наблюдения Сергея Шевченко», которые очень популярны на YouTube.

За два года автостопщик побывал в 23 странах Европы, Африки и Азии. Ночевал в палатках, в хостелах, иногда на улице, а еще у людей, с которыми познакомился благодаря каучсерфингу (онлайн-система гостевых сетей). Где бы ни был путешественник, он никогда не расставался со своим лонгбордом (роликовой доской). Часть пути он ехал на роликовой доске, а когда темнело, вез ее как санки за собой. Сергей называет ее своим тотемом. Ее подарили питерские друзья, нарисовав на ней символ России — матрешку. Так что все, кто встречал иркутянина в дороге, сразу, без слов, понимали, что он из России. Самой сложной, по словам автостопщика, была первая неделя путешествия.

— Что такое автостоп? Ты выходишь на трассу в дождь, снег, стоишь несколько часов, начинает темнеть, и никто не останавливается, и денег мало. Остается только одно — полюбить и принять все, что с тобой происходит. В Лаосе, например, я уже смирился с тем, что круглые сутки приходилось идти под проливным дождем.

Крокодилы и скорпионы

Сергей говорит, что ему никогда не были интересны путешествия сами по себе. Больше всего захватывает во время автостопа то, что ты можешь окунуться в жизнь других людей — собирать вместе с ними урожай, рыбачить, заниматься вместе с ними повседневным делами, участвовать в национальных ритуалах, понять, чем живут люди с другим менталитетом на далеких континентах.
Автостопщику очень понравилась Исландия, в которой он прожил довольно долго. Сергей поехал туда, чтобы побывать на родине любимой певицы Бьорк. Ночевал на улице — на уличном диване, играл тоже улице, чем и зарабатывал на жизнь. Говорит, что пейзажи Исландии невероятно красивы.

Путешествовать по Африке и Азии автостопом, к тому же жить в палатках — дело достаточно рискованное. Дикие звери, ядовитые насекомые, к тому же не знаешь, кого встретишь на дороге — хорошего человека или беглого преступника. А еще большая проблема в Африке — это малярия, от которой не существует лечения.

— Мне повезло, меня миновали и болезни, и плохие люди, и животные. Помню, когда я был в Судане, все говорили: остерегайся крокодилов-аллигаторов, но я их не видел. В общем, обошлось без неприятных приключений.

Зато было немало забавных случаев. Менталитет везде разный, иногда настолько отличается от нашего, что трудно понять, как вести себя, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.

— Мне запомнился один случай в Финляндии. Девушка и молодой парень, которые «вписали» меня к себе по системе каучсерфинга, пригласили меня в сауну. Все знают о знаменитых финских банях, поэтому я, конечно, согласился. Говорят, в Финляндии саун больше, чем людей. Мы приезжаем в эту сауну, я захожу и вижу, что они все раздеваются догола — и эта пара, и их родственники, мужчины и женщины в одном помещении. Меня, конечно, сильно удивило, что все голые и моются в одной бане. Оказалось, что в Финляндии существует такая традиция. Я решил, что надо уважать их культуру, поэтому не стал отказываться.

За два года путешествия автостопом Сергей видел самых разных водителей — грустных и веселых, болтливых и тихих, настоящих профи и лихачей, с которыми не знаешь — доедешь до следующего поворота или нет. Так, в Китае ему попался водитель, который совсем не умел водить машину.

— Перед каждым прибором у него висели бумажки с их названиями: над спидометром висела наклейка, что это спидометр, над радио — «музыка», и я понял, что он вообще не понимает, как ехать. Он делал вид, что знает английский, на самом деле он его не знал. Он такие зигзаги делал на дороге! Я думал, что мы не доедем. Ему все сигналили, а он просто делал музыку погромче и не обращал внимания.

Нет счастья за горизонтом

Жизнь вне зоны психологического комфорта, вне дома в течение двух лет — это не только необычный опыт и расширение кругозора, это еще своего рода терапия. Сергей говорит, что он стал более стрессоустойчивым, терпеливым и спокойным к любым неприятностям и проблемам.

— Я не жалею, что съездил в это путешествие. Но для всех, кто думает о путешествиях, хочу привести слова из книги Вячеслава Курилова про человека, который переплывал в одиночку океан: «После долгого и тяжелого пути я осознал, что нет счастья за горизонтом. Оно, как тень, безмолвное, всегда рядом». Я хочу сказать всем, кто хочет найти счастье или ответы на свои вопросы в путешествиях: там они ничего не найдут. Это, наверное, самое главное, что я вынес из путешествия. Я понял, что могу найти себя и быть счастливым в обычной жизни. Это стало моим самым большим открытием.