Актриса из Москвы

Валентина Архангельская, жена Александра Галича, несколько лет блистала на сцене Иркутского драматического театра, где встретила второго мужа

Окончание. Начало в № 15

В конце войны уехав в Сибирь, Валентина Архангельская обратно в столицу не собиралась. В Иркутске актриса стала примой, а как ее примет Москва, было неизвестно. Дочь Архангельской и Галича Алена жила с отцом. Мама, соскучившись, звала ее к себе погостить, и девочку в далекий провинциальный городок привозила няня Агаша.

Разбитое сердце Гайдая

Хотя Иркутск и называли провинцией, Валентина Архангельская наш драматический театр выбрала не случайно — в первые послевоенные годы он считался лучшим не только за Уралом, но и в стране. Иркутская сцена стала для столичной актрисы счастливой, здесь она нашла то, о чем мечтала, — признание и славу. Зачем что-то менять, когда поклонники ходят за тобой толпами?

— В моем детстве папа всегда был рядом, а мама — чем-то красивым и недосягаемым, — рассказывает Алена. — Когда мама хотела повидаться, Агаша привозила меня в Иркутск. Я помню прекрасное здание театра, и репетицию спектакля, и даже платье, в котором была мама.

Весьма бурно складывалась не только профессиональная, но и личная жизнь актрисы. Алена вспоминает, что, впервые приехав в Иркутск в три с половиной года, она сразу попала в руки к... Леониду Гайдаю. Будущий король комедии тогда был совсем молодым и работал в театре, где Архангельская занимала положение примы.

— Леню, как я его называла, я просто обожала, — говорит Алена. — У него, начинающего актера, была куча свободного времени, которое он целиком посвящал мне. Леня со мной нянчился, всюду таскал за собой, учил элементарной грамоте, дарил книжки с картинками.

Алена помнит, как впервые увидела их с мамой на сцене. Шла репетиция пьесы Константина Симонова «Под каштанами Праги» — у Валентины была главная роль, Гайдай играл ее младшего брата. До прогона было еще далеко, и артисты репетировали в своих костюмах. С девочкой случилась настоящая истерика, когда ее любимого Леню по ходу пьесы уносили с подмостков «убитым». Увидев такое, вся в слезах, сломя голову Алена понеслась с третьего яруса, куда ее усадили, на сцену. И успокоилась лишь тогда, когда Гайдай, оказавшийся совершенно живым, взял ее на руки.

По словам Алены, Гайдай безумно любил Архангельскую. В Иркутском драматическом и сегодня не скрывают, что их связывал роман. Правда, продлился он недолго. Во-первых, Гайдай был моложе Валентины Дмитриевны на два года, и это, вероятно, смущало актрису. А во-вторых, по Архангельской вздыхал не только он. Актриса встретила в Иркутске человека, за которого во второй раз вышла замуж и с которым прожила потом всю свою жизнь — до самой его смерти.

Чувства Гайдая к Валентине, увы, не были взаимными. Наверное, она даже разбила ему сердце. Зато в память об этом романтическом увлечении нам остались фильмы большого мастера: именно Архангельская (так утверждает ее дочь) посоветовала Леониду Иовичу бросить Иркутск, сцену, актерство и уехать в Москву — учиться на режиссера.

Последняя встреча

...А что же Галич? Дела будущего диссидента, а пока отца-одиночки, пошли, что называется, в гору: театры начали охотно принимать его пьесы (уже была написана знаменитая «Вас вызывает Таймыр»). Послевоенная жизнь вошла в свою обычную столичную колею, и необходимость ехать в Иркутск, пусть даже к молодой и любимой жене, отпала как-то сама собой. Он звонил ей, просил вернуться. Валентина отвечала: писать некогда — много работы. А потом неожиданно приехала. И узнала (свет не без добрых людей) — у мужа другая. Валентина была потрясена. «Я чуть с ума не сошла», — признавалась она позже дочери.

Эмоциональная супруга потребовала развода. Галич возражал: он совсем не собирался разрушать семью. «Мы должны помириться. Хотя бы ради Алены», — умолял он жену. Это было его ошибкой. Валентина Дмитриевна непременно бы оттаяла, если бы муж попросил сохранить брак ради них самих. Но жить исключительно для дочери она не пожелала. Актриса вернулась в Иркутск.

— Родители еще несколько лет не разводились, — делится Алена. — А когда развелись, больше никогда не виделись.

Одно из моих самых ярких воспоминаний. Подмосковье. Снятая на лето дача в Загорянке. Элегантные родители (они были очень красивой парой) одеты в длинные — по моде — плащи с огромными плечами. Мама — на очень высоких каблуках. («Где же ты шагаешь, Валентина, на своих высоких каблуках?» — спрашивал позднее в своих стихах поэт Михаил Львовский). Я у калитки, родители уходят вдаль к электричке. Помню это щемящее чувство, что я их больше никогда не увижу вместе. Так оно потом и получилось. Алена продолжает:

— Как-то раз, через много лет после папиной смерти, мы с мамой перебирали старые фотографии, и я не удержалась: «Почему ты не простила папе Ангелину? У тебя же в Иркутске тоже были романы!» Ее серые глаза округлились: «А это значения не имеет!»

Первый Мюллер советского кинематографа

Самое удивительное, что после и Архангельская, и Галич нашли для себя людей, идеально подходивших им в житейском плане. Для Валентины Дмитриевны опорой стал Юрий Аверин — понимал, говорили, жену с полуслова. Добродушный, терпеливый, он стойко выносил длинные монологи-поучения, которые она так любила. Тоже актер, они вместе играли в Иркутске. Потом уехали в Брянск, в драматический театр. Там, по сведениям Юрия Майорникова, который много лет занимается историей Иркутского драматического, Аверина заметил Игорь Ильинский.

Восхищенный его фактурой, игрой, талантом, наконец, мэтр позвал актера в Москву, в Малый театр. Начинались 50-е. Вообще, личностью Аверин был весьма неординарной. Народный артист РСФСР. В 1939 году окончил Воронежское театральное училище. По словам приемной дочери — Алены, он прибавил себе в документах 10 лет, чтобы попасть на фронт. Воевал, прошел Великую Отечественную, после войны вернулся на сцену. Валентина Архангельская, как и муж, служила в Малом театре. Жила пара в одной квартире с семьей молодого актера Евгения Матвеева.

— Мой отчим Юрий Аверин и Евгений Матвеев, приглашенные в Малый театр из провинции, дебютировали в Москве почти в одно и то же время, — вспоминает Алена Галич. — Актеры жили тогда довольно скудно, в новых домах на улице Левитана Аверину и Матвееву дали двухкомнатную квартиру на две семьи. Евгений Семенович поселился там с мамой, женой Лидией Алексеевной и дочкой Светочкой, с которой мы дружили. Я жила у отца, но часто приходила в этот дом.

Аверин и Матвеев были оба спортивными болельщиками. По выходным они любили ездить на стадион и смотрели там все подряд: волейбол, футбол, баскетбол. Нас со Светкой они брали с собой. Помню, нам там было жутко скучно. Мама Евгения Семеновича, Надежда Федоровна, была замечательной хозяйкой. Хорошо помню, как она делала украинский борщ и к нему пампушки — белые булочки, которые надо было обмакивать в чесночный соус. Кухня была маленькая, и вся она наполнялась чудесными запахами.

В одной квартире с Матвеевыми мама и отчим прожили несколько лет. Все праздники отмечали вместе — у нас остались очень смешные фотографии. Я вспоминаю то время с большим удовольствием. Это была эпоха очень порядочных и честных людей, которые всю свою жизнь прожили достойно. Юрия Аверина снимали в кино. Самая известная его роль — в фильме Сергея Бондарчука «Судьба человека» по Шолохову: Юрий Иванович сыграл Мюллера, первого в нашем кинематографе. А еще его звали в Голливуд, на роль Пьера Безухова... Умер Аверин в 1990 году. Жена, Валентина Архангельская, пережила его на 9 лет.

* * *

Когда в 1977 году пришло известие о гибели Александра Галича в Париже, Валентина Дмитриевна горько разрыдалась у телефонной трубки, удивив даже родных. «Ни за что не стану читать Сашкины стихи», — до этого громко фыркала женщина перед знакомыми. А сама берегла как зеницу ока его письма, не дала растащить архив — хранила долгие годы. Среди многих пожелтевших страничек — записка, однажды оставленная Галичем на кухонном столе: «Родненький мой! Я ушел по делам. Буду скоро. Твой Саша». Ниже приписка: «Ты меня очень любишь? Да? Я очень».

Коротко

Валентина Дмитриевна Архангельская (20 августа 1919—28 декабря 1999)

Актриса театра и кино. Родилась в Краснодаре. В 1941 году окончила Вахтанговское театральное училище. Играла в Иркутском, Брянском драматических театрах, Государственном академическом Малом театре, Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина.

Была замужем дважды — за драматургом, сценаристом и поэтом Александром Галичем и за актером Юрием Авериным. Дочь от первого брака Александра Архангельская (Галич), внук — Павел Галич, актер Московского театра имени М.Н.Ермоловой.

Подготовила Елена Русских. Использованы материалы электронных СМИ. Фото из Интернета