Капитан и Ледокол (от 11 сентября 2020)

Мы завершаем публикацию повести иркутского краеведа Станислава Гольдфарба (начало в № 48—50 за 2019 год, № 1—15, 17, 20—32 за 2020 год)
Исследование биографии выдающегося государственного деятеля князя Михаила Ивановича Хилкова заставляет задуматься о роли личности в истории. Отмечая важную роль Хилкова во многих государственных делах, невольно задаешься вопросом: а смогла бы Россия, не будь Хилкова, столь успешно реализовать проект Транссиба? Смогла бы построить Байкальскую переправу? Смогла бы отстоять свои интересы в войне с Японией? Конечно, смогла бы. Но эти победы были бы лишены той изящности, дерзости и инновационного размаха, которые привнес в них Михаил Иванович
Исследование биографии выдающегося государственного деятеля князя Михаила Ивановича Хилкова заставляет задуматься о роли личности в истории. Отмечая важную роль Хилкова во многих государственных делах, невольно задаешься вопросом: а смогла бы Россия, не будь Хилкова, столь успешно реализовать проект Транссиба? Смогла бы построить Байкальскую переправу? Смогла бы отстоять свои интересы в войне с Японией? Конечно, смогла бы. Но эти победы были бы лишены той изящности, дерзости и инновационного размаха, которые привнес в них Михаил Иванович

Станислав Гольдфарб — доктор исторических наук, заведующий кафедрой массовых коммуникаций и мультимедиа Иркутского госуниверситета, краевед, автор монографий и научно-популярных книг. «Путешествуя по Байкалу, работая в архивах и библиотеках, обнаружил я хоть и известный, но плохо прописанный в истории сюжет со строительством во время Русско-японской войны 1904-1905-х гг. на Байкале самой настоящей ледовой железнодорожной магистрали с путями, разъездами, паровозами, вагонами, водокачками и прочим железнодорожным хозяйством. Эта странная и, пожалуй, единственная в таких масштабах дорога привела к появлению целого городка, который возник на льду. Так появились госпиталя для раненых, теплые бараки для ожидающих переправу, столовые, рестораны, склады и ремонтные мастерские: Иркутск и Байкал стали важнейшими тыловыми точками воюющей страны… Все это и многое другое перемешалось и в итоге сложилось в эту историко-приключенческую повесть. Здесь много документального, но и выдуманного достаточно», — рассказывает Станислав Иосифович историю рождения повести «Капитан и Ледокол».

Окончание. Капитан и Ледокол (от 4 сентября 2020).

В деле передачи паровозов также пришлось сделать некоторые изменения первоначальных предположений.

Сначала было предположено передавать их целиком в холодном виде, и прочность льда сама по себе вполне допускала такую передачу. Но затруднение возникло снова вследствие трещин. Сделанный опыт пропуска небольшого тридцатитонного старого паровоза через рельсовый путь, уложенный на клетках через трещину, доказал рискованность подобной передачи. Паровоз осел своими передними колесами в лед, и хотя благодаря энергичным и весьма удачным приемам он был поднят на поверхность льда и вывезен на берег, я, тем не менее, не решился пускать целиком по рельсовому пути паровозы, весящие более 45 тонн. Вследствие сего было приступлено к разборке паровозов на две части. С рам паровоза снимался целиком весь котел и ставился на две платформы. Рама же со своими ходовыми частями двигалась по рельсам отдельно. Таким образом, вес каждой части паровоза был не более тысячи восьмисот пудов, и сборка его на том берегу была весьма несложна. Ибо требовалось только снова поставить котел на раму и укрепить развинченные болты. В этом виде первые 20 паровозов, перевезенные конною тягой, прибыли благополучно в Танхой утром 7 марта.

После сего в течение 4 дней было передано на восточный берег Байкала всего 65 паровозов.

Одновременно с передачей паровозов продолжалась и перекатка вагонов товарных и пассажирских.

После прохода 9 марта последних паровозов была замечена трещина, образовавшаяся вдоль пути. Вследствие сего и ввиду наступления на озере более теплой погоды, а также принимая во внимание, что вместе с переданными на Восточно-Китайскую дорогу 38 паровозами с уссурийской железной дороги, лежащие за Байкалом были усилены более чем на сто паровозов и что остальные паровозы, необходимые для усиления железных дорог за Байкалом, уже прибывшие в Иркутск, будут переданы на ледокол, — я решил приостановить дальнейшую передачу паровозов, о чем всеподданнейше доложил по телеграфу Вашему Императорскому Величеству.

Ко времени моего отъезда с Байкала — 11 марта — было всего передано по рельсовому по льду пути на восточный берег Байкала 2013 товарных вагонов и платформ, 65 паровозов и 25 пассажирских вагонов.

Докладывая Вашему Величеству о ходе работ по укладке и эксплуатации рельсового по льду пути, обязуюсь указать еще на одно затруднение, которое без принятия надлежащих мер могло бы весьма неблагоприятно отразиться на успехе сего дела. В конце февраля вследствие сильных буранов и вообще трудных условий работы на озере рабочие начали уходить с работ, и возникло опасение, что не хватит рабочих сил для дальнейшего исправления происходящих на пути повреждений и необходимых на некоторых местах передвижек пути для удаления его от трещин.

Вследствие сего я обратился к генерал-адъютанту Сахарову с ходатайством разрешить воспользоваться для этой работы, в случае необходимости, за определенное вознаграждение войсковыми частями иркутского гарнизона.

Разрешение последовало, и 26 февраля одна рота в полном составе, при двух офицерах, вступила на работу на Байкале. Дружная молодецкая работа этих войсковых частей, помимо непосредственно принесенной ими пользы, оказала самое благотворное влияние на остальных рабочих, которые стали возвращаться на работы. Так что в последние дни на линии работало до шестисот человек.

После моего отъезда было еще передано на восточный берег Байкала около 300 вагонов, и затем 14 марта вследствие ослабления льда было приступлено к разборке и к свозу на берег рельсов, скреплений и шпал.

В заключение настоящего краткого моего отчета о поездке обязуюсь доложить Вашему Императорскому Величеству о всеобщем подъеме духа — чему я лично был свидетелем, — который воодушевляет служащих на Сибирской и Забайкальской железных дорогах и на Байкальской переправе, до самых мелких агентов включительно. Все они глубоко проникнуты сознанием важности лежащих на них обязанностей, и этому общему напряжению сил и энергии я приписываю, главным образом, успешный до сего времени ход воинских перевозок от Волги до Маньчжурии.

Приказ начальника Забайкальской железной дороги

22 февраля 1904 года 33

Мною получено нижеследующее приказание от сиятельства господина министра князя Хилкова:

На всеподданнейшую телеграмму мою от 18 сего февраля, в коей я имел счастье доложить Его Императорскому Величеству об окончании укладки рельсового пути через Байкал и о передаче по нем первых вагонов Государю Императору всемилостивейше благоугодно было удостоить меня нижеследующей телеграммой:

«Да благословит Господь успехом законченное под Вашим наблюдением трудное дело перевозки вагонов по льду Байкала. Надеюсь, что дальнейшие передвижения будут столь же успешны, как были до сих пор. Передайте Мою благодарность всем потрудившимся при укладке ледяной железной дороги.

Николай».

Счастлив о такой Монаршей милости объявить Вам, начальникам служб пути, тяги и движения; начальникам участков и начальникам дистанций, работающим на рельсовом пути на озере, и всем остальным служащим вверенной Вам дороги, принимающим участие в постройке и эксплуатации этого пути.

Министр путей сообщения 
князь М.Хилков

Станция Байкал.
21
февраля 1904 г. 14

Имею высокое счастье объявить об этом во всеобщее сведение по вверенной мне дороге.

Мною доложено его сиятельству господину министру, что все без исключения служащие Забайкальской дороги повергают к стопам Его Императорского Величества верноподданнейшие чувства беспредельной преданности и готовности положить все свои силы до последнего вздоха на служение Его Императорскому Величеству.

И. д. начальника дороги
инженер А.Свентицкий

В С.-Петербурге

28 марта 1904 года

Высочайший рескрипт,

Данный на имя министра путей сообщения, члена комитета Сибирской железной дороги, действительного тайного советника
князя Хилкова

Князь Михаил Иванович! Для обеспечения вызываемого обстоятельствами времени безостановочного передвижения по Великому Сибирскому пути достаточного числа войск и военных грузов представилась необходимость значительно усилить подвижной его состав и служебный персонал. Однако выполнение этой важной задачи усложнялось закрытием навигации на Байкале и невозможностью окончить постройку обходной железной дороги ранее второй половины текущего года. Посему в видах снабжения лежащей за названным озером части пути надлежащим количеством паровозов и вагонов пришлось устроить и поддерживать временное железнодорожное движение по ледяному покрову озера при крайне неблагоприятных условиях, порождаемых подвижностью байкальского льда, зачастую образующего широкие трещины

Справедливо ценя своевременность принятых с этой целью мер и те поистине блестящие результаты, которые достигнуты вами в столь короткий срок благодаря настойчивому труду и испытанной опытности в железнодорожной технике Я поручаю вам объявить всем потрудившимся над упомянутым высокополезным делом Монаршую Мою признательность и, в изъявление особого к вам благоволения, жалую вас кавалером ордена Белого Орла, знаки коего при сем препровождаются.

Пребываю неизменно к вам благосклонный.

На подлинном собственною Его Императорского Величества рукою написано: «и искренно благодарный Николай».