Город в цвете

Зачем иркутские керамисты превращают стены домов в произведения искусства?
Текст: Ольга Романова , Фото: автора и из архива Марии Кузнецовой , Пятница , № 34 от 30 августа 2019 года , #Культура
Вот так уже этой осенью будет выглядеть небольшая лесенка в сквере напротив «Карамели». На каждую ступеньку на вертикальной ее части будут приделаны керамические плитки с узором. Сверху рисунок не будет видно, вся картина полностью будет просматриваться издалека. Как говорится, все большое видится на расстоянии. В создании этого панно задействованы примерно 250 керамических плиточек, которые закрепят на специальный раствор, который хорошо «зимует» в сибирских условиях
Вот так уже этой осенью будет выглядеть небольшая лесенка в сквере напротив «Карамели». На каждую ступеньку на вертикальной ее части будут приделаны керамические плитки с узором. Сверху рисунок не будет видно, вся картина полностью будет просматриваться издалека. Как говорится, все большое видится на расстоянии. В создании этого панно задействованы примерно 250 керамических плиточек, которые закрепят на специальный раствор, который хорошо «зимует» в сибирских условиях

На фото — руководитель студии керамики «НОА» Мария Кузнецова, которая подключает к реализации своих творческих проектов простых горожан. Например, для создания большого керамического панно на углу дома № 33 на улице Дзержинского она проводила бесплатные мастер-классы по работе с глиной для иркутян. Любой желающий мог прийти и попробовать себя в роли керамиста: раскатать пласт глины, вырезать шестигранник и нанести на него рисунок, который станет частью большой керамической работы. «Есть лишь пара условий — обязательно нужно соблюдать форму плитки, чтобы она подошла к другим, и цветовую гамму. А фактуру и форму человек может делать на свое усмотрение», — говорит Мария
На фото — руководитель студии керамики «НОА» Мария Кузнецова, которая подключает к реализации своих творческих проектов простых горожан. Например, для создания большого керамического панно на углу дома № 33 на улице Дзержинского она проводила бесплатные мастер-классы по работе с глиной для иркутян. Любой желающий мог прийти и попробовать себя в роли керамиста: раскатать пласт глины, вырезать шестигранник и нанести на него рисунок, который станет частью большой керамической работы. «Есть лишь пара условий — обязательно нужно соблюдать форму плитки, чтобы она подошла к другим, и цветовую гамму. А фактуру и форму человек может делать на свое усмотрение», — говорит Мария

Искусство вышло на улицы! И речь совсем не о граффити, а о более монументальном и объемном — керамике, то есть о картинах из глиняных плиточек, разрисованных красками, обожженных в печи и покрытых глазурью. Одна из таких недавно появилась на доме № 33 на улице Дзержинского. 256 деталей и несколько месяцев кропотливой работы над каждым кусочком — и большое керамическое панно украсило боковую стену здания. Кстати, иркутяне тоже приложили руку к созданию этого шедевра, участвуя в открытых мастерских, которые проводили керамисты. А уже этой осенью в центре Иркутска появится еще одна картина «из плиточек».

Иркутянка Мария Кузнецова занимается керамикой четыре года, а идей для воплощения у нее на десятилетия вперед.

— На самом деле это моя беда, — говорит она и показывает дощечки из еще не обожженной в печи глины, которые в скором времени станут деталями единого керамического рисунка. — У меня очень много идей. Не то чтобы я проснулась утром и решила, что на стене этого здания должно быть керамическое панно. Просто сначала я увлеклась керамикой сама, затем открыла студию, а потом мне захотелось, чтобы другие люди могли познакомиться с глиной, попробовать поработать с ней.

Мария замечает, что горожане нередко жалуются, что в Иркутске грязно и здания не отреставрированы, но при этом сами они ничего не делают, чтобы это изменить.

— Например, угол четырехэтажного здания на Дзержинского был намертво заклеен объявлениями и изрисован граффити, — говорит она. — Это было некрасиво, мы решили разместить здесь арт-объект и пригласили иркутян создать его вместе с нами.

Знакомая художница разработала эскиз будущего панно, дальше рисунок разделили на 256 шестигранников, которые нужно вылепить из глины и расписать.

— Захотелось, чтобы иркутяне тоже поучаствовали в процессе создания объекта, — отмечает Мария Кузнецова. — Мы стали проводить открытые мастер-классы, раз в неделю приглашали горожан делать плиточки для панно. Я хочу попробовать поменять культурный код людей, чтобы люди, участвуя в процессе создания, поняли, что могут своими руками делать город лучше.

На создание необходимого для панно количества кусочков ушло несколько месяцев, а на стену его смонтировали несколько месяцев назад.

Не боитесь, что хулиганы повредят вашу работу?

— Нас постоянно предупреждают, что их могут сломать, исписать, — пожимает плечами Мария. — Мы же в живом пространстве находимся, у любого человека должна быть возможность взаимодействовать с объектом так, как ему этого хочется. Если люди испишут панно, значит, так они на него реагируют.

Следующий шедевр, который керамисты намерены смонтировать уже этой осенью, — керамический рисунок, который расположится на небольшой лестнице в дворике напротив «Карамели».

— Эскиз разбили примерно на 250 кусочков, из них около 200 уже готово, — говорит Мария Кузнецова.

Кстати, иркутяне вновь приняли участие в воплощении этой идеи в жизнь.

— У нас есть передовики по созданию плиточек, которые приходят чуть ли не на каждый мастер-класс, — говорит Мария. — Мне кажется, что им нравится не сам процесс создания, а факт того, что потом их работа будет в городе.

Во всей красе рассмотреть картину на лестнице можно будет только издалека, так как она «трансформер».

— Плитки мы будем монтировать не на горизонтальную поверхность ступеней, а на вертикальную, — поясняет автор проекта. — То есть сверху вы даже не увидите, что на ступенях есть изображение, вблизи цельную картину тоже сложно будет разглядеть. Но если отойти подальше, то вся она появится перед глазами. Сейчас доделаем последние плитки, обожжем и покроем глазурью, а дальше можно будет приступать к монтажу.

По словам автора, полюбоваться на эту керамическую красоту можно будет уже осенью.

В прошлом году мы писали про керамиста Ивана Кравченко, который из керамических плиток делал «заплатки» для тротуаров в центре Иркутска — на улицах Карла Маркса и Карла Либкнехта. До недавнего времени горожане могли любоваться его творениями, но в середине августа на Карла Маркса начался ремонт тротуаров и многие плитки демонтировали. Как нам пояснили в городской администрации, некоторые из них вернут на прежнее место. «В том месте, где предусмотрено покрытие плиткой, их вмонтируют обратно. К сожалению, где будет асфальтовое покрытие, этого сделать будет нельзя», — пояснили нам в пресс-службе мэрии. А сам Иван уже подготовил еще четыре новые «заплатки». Сюжет и место их размещения он по традиции держит в секрете, объясняя это тем, что, гуляя, люди сами их найдут.

А это то самое панно, которое находится на торце здания по адресу Дзержинского, 33. Чтобы создать его, понадобилось 256 керамических деталей в форме шестигранников. Каждый кусочек со своим узором, и лишь все вместе они составляют единую картину. «Человек одновременно существует в двух мирах: реальном и информационном — это интернет, телефон и так далее. Это панно начинается с природных вещей — трава, камни, вода — и перерастает из левого нижнего угла в правый верхний, в информационный шум, а на пересечении — человек», — поясняет работу иркутянка Мария Кузнецова. Создание этого панно обошлось Марии примерно в 200 тысяч рублей
А это то самое панно, которое находится на торце здания по адресу Дзержинского, 33. Чтобы создать его, понадобилось 256 керамических деталей в форме шестигранников. Каждый кусочек со своим узором, и лишь все вместе они составляют единую картину. «Человек одновременно существует в двух мирах: реальном и информационном — это интернет, телефон и так далее. Это панно начинается с природных вещей — трава, камни, вода — и перерастает из левого нижнего угла в правый верхний, в информационный шум, а на пересечении — человек», — поясняет работу иркутянка Мария Кузнецова. Создание этого панно обошлось Марии примерно в 200 тысяч рублей
Материалы в тему: 

Искусство под ногами

Керамист Иван Кравченко родом из Улан-Удэ, но уже несколько лет живет в Иркутске. Он не исключает, что в скором времени на центральных улицах города появится еще несколько керамических шедевров. Место и сюжет автор хранит в секрете. «Я намеренно не говорю, где находятся керамические аппликации, чтобы люди выходили на их поиски и чаще гуляли по городу», — замечает Иван КравченкоПервые две аппликации на улице Карла Маркса Иван Кравченко поставил в июне этого года, еще через месяц — третью. На сегодняшний день под ногами иркутян красуются уже пять красочных рисунков, которые в короткий срок стали...