Это песня о БАМе,

Текст: Татьяна Гостинина , Фото: из открытых источников, предоставлено автором статьи, Сен Дя Данильченко , СМ Номер один , № 22 от 13 июня 2024 года , #Общество
2019 год. Первостроители Байкало-Амурской магистрали имени Ленинского комсомола на областном торжественном собрании, посвящённом. Фото Сен Дя Данильченко
2019 год. Первостроители Байкало-Амурской магистрали имени Ленинского комсомола на областном торжественном собрании, посвящённом. Фото Сен Дя Данильченко

1968 год. Перекрытие реки Ангары. Второй на фото Начальник управления Братскгэсстрой Иван Иванович Наймушин. Фото предоставлено автором статьи.
1968 год. Перекрытие реки Ангары. Второй на фото Начальник управления Братскгэсстрой Иван Иванович Наймушин. Фото предоставлено автором статьи.

О дерзаньях и трудностях

Между бурей и юностью.

О дорогах непройденных.

О величии Родины,

О мечтаньях романтиков,

О весёлых друзьях. 

Магистраль века создавала вся страна. Десятки организаций участвовали в её проектировании, строительстве, поставке оборудования и материалов. Партийные и комсомольские организации прислали на БАМ тысячи коммунистов и комсомольцев. Западный участок транспортного гиганта сооружали и строили специалисты Министерства транспортного строительства, вновь созданного «ГлавБАМстроя», «ЛенаБАМстроя» и УС «Ангарстрой».

Возведённая в сложных географических условиях железнодорожная магистраль по инженерному замыслу, объёмам, параметрам является уникальным сооружением. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как в глухой тайге появились первые палатки строителей, вертолётные площадки для приёма грузов. И, чтобы наиболее полно понять роль орденоносного «Ангарстроя» в преобразовании огромного района, изменившем облик этого края, нужно оценить труд, вложенный в эту землю строителями, и это было сделано. Слава легенды ХХ века разнеслась повсюду.

Комсомол, как и всегда, – на самых передовых участках великой стройки. В центре Сибирской земли, среди глухой необжитой тайги героическим трудом советских людей старшего поколения и молодёжи была построена гигантская железнодорожная магистраль, положившая начало огромному производственному потенциалу края. Мне, как и многим строителям уже освоенных просторов: железнодорожной линии Тайшет – Абакан, Хребтовая – Усть-Илимская, притрассовых дорог и посёлков – посчастливилось встречать первостроителей-комсомольцев, следовавших с XVІІ съезда комсомола на первую бамовскую станцию Таюра, в будущем п. Звёздный. Это был апрель 1974 года на станции Гидростроитель, а возглавил первый десант из двенадцати человек и техники начальник СМП 266 П.П. Сахно.

В короткий срок были приняты меры по созданию строительных подразделений «Ангарстроя», их было двенадцать – это двенадцать строительно-монтажных поездов. Кроме строительных подразделений на Западном участке Байкало-Амурской магистрали были созданы организации для её эксплуатации. Вместе со строительством железной дороги специалисты «Ангарстроя» занимались и её проектированием. Я, прибыв в 1967 году в распоряжение УС «Ангарстрой», была одной из немногих молодых специалистов. Боевое крещение приняла в качестве экономиста в КПП «Ангарстроя», а именно на Деревообрабатывающем комбинате в п. Осиновка ст. Гидростроитель.

Своим «вторым папой» я считаю Илью Яковлевича Борзилова, главного инженера КПП «Ангарстроя». Это был опытный руководитель, участник ВОВ, умеющий делать из людей без жизненного опыта и опыта работы уверенных в себе и знающих специалистов. За время работы на Деревообрабатывающем комбинате и зрелось пришла...

После трёх лет работы в КПП меня пригласили работать в УС «Ангарстрой» инженером сметно-договорного отдела. Это был уже профессиональный рост. Прошедшие годы работы в СДО – это большая, богатая событиями и памятью жизнь: встречи, командировки, а их было множество. С большим уважением вспоминаю всех сослуживцев по «Ангарстрою», людей, с которыми меня свела жизнь. Так как меня, двадцатидвухлетнюю девчонку, люди старше и опытнее, прошедшие ВОВ, концлагеря и годы ГУЛага, называли только на «Вы». Вспоминаю с большой теплотой сотрудников технического отдела управления Александрова И.Б., участника ВОВ, ??? узника концлагеря «Освенцим», Дробышевского М.Н., старшего инженера УПТК ???, узника «Дахау», Сбитнева А.А, начальника ОТиЗ, З.М. Лебедь, начальника планового отдела, и многих других руководителей подразделений «Ангарстроя» и сотрудников отделов СМП, с которыми я была лично знакома.

Это были знающие опытные организаторы производства, с которыми все производственные вопросы решались своевременно. Судьба оказалась ко мне благосклонна, благодаря своей работе я встретила на своём жизненном пути очень много замечательных людей: это Домбровский А.П., заместитель начальника ВСЖД, Кострубов И.П., главный инженер ВСЖД, Соколов, начальник областного статистического управления, Мирошников П.И., председатель Облисполкома, которому я ежемесячно передавала достижения строителей по телетайпу о выполнении строительно-монтажных работ, и много-много других уважаемых людей.

За тридцать восемь лет, прожитых на БАМе, у меня в трудовой книжке всего одна запись: «Принята в УС «Ангарстрой», октябрь, 1967 год». Это моя жизнь, моя биография, которую, к сожалению, нельзя повторить.

Как нас встретила тайга? Она положила нам под ноги болота, насыпала мошку. Мы были героями? Может быть... Мы были романтиками? Да, мы были романтиками. 

Татьяна Александровна Гостинина, «Ветеран труда», «Ветеран БАМа»

1967-2004 г. Братск, г. Иркутск

Молодое комсомольское поколение. Фото Сен Дя Данильченко
Молодое комсомольское поколение. Фото Сен Дя Данильченко