Дорога мимо городов

Строительство обходов Усолья-Сибирского и Тулуна начнется в скором времени в Иркутской области

В последние годы дорожники часто радовали автомобилистов Иркутской области хорошими новостями: построен обход Иркутска, отремонтированы трассы через Усолье-Сибирское и Тулун, заасфальтированы все гравийные отрезки Московского тракта. На очереди — строительство еще двух крупных участков, каждый длиной 42 километра: один позволит транзитным машинам проезжать мимо Усолья-Сибирского, другой — мимо Тулуна. О том, как это будет и когда начнется строительство, нам рассказали специалисты ФКУ «Упрдор «Прибайкалье».

Основные проектные решения уже разработаны — есть схемы, разрезы, расчеты. В конце года завершатся необходимые экспертизы, и проект пойдет в работу. На строительство уйдет около трех лет. «Это, конечно, идеальная картина, в реальности возможны какие-то коррективы», — уточняет главный инженер ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Прибайкалье» Виктор Валерьевич Панов.

Обход Усолья-Сибирского, как говорят в управлении, по параметрам будет напоминать улицу Байкальскую в Иркутске — широкая дорога с разделительной полосой в центре и освещением на 28 километрах.

— Это будет просторная трасса, по две полосы в каждом направлении, — рассказывает Алексей Пригорнев, начальник технического отдела ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Прибайкалье». — Ширина каждой полосы — 3,75 метра. Плюс разделительная часть между потоками в виде металлического ограждения — 70 см, плюс полосы безопасности, обочины и прочее — всего полотно новой трассы займет ширину 25,2 метра. Категория дороги — I-В.

Начнется дорога вскоре за мостом через реку Китой, если ехать в направлении Красноярска. Там, где четырехполосная часть существующего обхода Ангарска сужается до двух полос.

Новый, почти прямой участок магистрали протянется слева относительно старого тракта — мимо Тельмы и Усолья-Сибирского, пройдет между Усольским свинокомплексом и поселком Белореченским в районе речки Мальтинки и выйдет на тракт чуть правее Мальтинского озера, перед выездом на мост через реку Белую.

Представить себе эту грандиозную стройку пока сложно, однако у дорожников все расписано: 3 транспортные развязки в разных уровнях, 3 развязки в одном уровне — это левоповоротные петли, 5 путепроводов, 4 моста, 3 крытых надземных пешеходных перехода, 4 автобусные остановки, 45 водопропускных труб, 508 дорожных знаков, 28 километров линий наружного освещения, 42 километра осевого барьерного ограждения.

По километражу дорога станет короче совсем незначительно — всего на 2,5 километра, но стоять на светофорах и снижать скорость проезда больше не придется. Кстати, расчетная скорость проектируемой трассы — 100 км/ч.

— Весь транзитный транспорт будет выведен за пределы населенных пунктов, а это улучшит экологическую ситуацию, снизит шумовое воздействие, повысит безопасность движения внутри Усолья и Тельмы — это плюсы, которые касаются населения. Для автомобилистов тоже есть положительные моменты — уменьшение времени в пути и затрат на перевозку грузов и пассажиров, — объясняет Виктор Валерьевич.

При всех очевидных преимуществах обхода, конечно же, есть и кое-какие минусы. Касаются они в основном частного бизнеса — из Тельмы и Усолья уйдет серьезный процент потенциальных покупателей, и местным предпринимателям это невыгодно.

Однако дорожники уверены, что в первую очередь нужно думать о безаварийности на дорогах и интересах основного местного населения.

 — За 3 года, с 2011-го по 2014-й, на этом отрезке произошло 774 аварии. Здесь регулярно случаются лобовые столкновения, гибнут люди в машинах, пешеходы. Новая автодорога почти на 100% исключает вероятность выезда на встречную полосу, значит, печальных последствий вероятных ДТП однозначно будет меньше, — уверен Алексей Борисович. — А малый бизнес достаточно мобилен и быстро, с еще лучшим качеством организует необходимый сервис на трассе.

Местные жители, кто уже слышал о скором начале строительства обходов, сетуют, что водителям и пассажирам не на что будет в окно посмотреть: «Проедут мимо нашей тельминской церкви, мимо города — даже воспоминаний не останется». Однако это и есть развитие автомобильных дорог — транзитный транспорт не должен загружать городские улицы и создавать пробки.

— Когда едешь на машине в Москву, видишь, что там дорога также идет вне городов — вся страна оборудована именно такими трассами. Те, кто хочет познакомиться с окрестностями, могут свернуть с тракта и проехать через Тельму, Усолье, Тулун — никаких проблем с этим не будет, — разъясняют в «Прибайкалье».

Обходной путь мимо Тулуна также растянется почти на 42 километра. Транзитный транспорт пустят по новой трассе справа от города.

Начало новая дорога возьмет в районе железнодорожной станции Азей, пройдет до поселка Нюры, пересечет реку Ию, обогнет Тулун, выйдет на Братский тракт в районе деревни Афанасьева, протянется через железную дорогу до деревни Заусаева, мимо поселков Котика и Утая и выйдет на существующий тракт в районе деревни Трактово-Курзан.

— Это будет дорога II категории, — рассказывает Виктор Панов. — Две полосы движения, каждая по 3,75 метра, плюс такой же ширины обочины — итого 15 метров ширина полотна. Здесь появятся 3 транспортные развязки в разных уровнях, 3 моста, 3 путепровода, 2 эстакады, 33 водопропускные трубы и 34 километра линий электроосвещения, 133 дорожных знака, 4 площадки для отдыха. Расчетная скорость для этого участка — 120 км/ч.

Работы, по словам дорожников, предстоят масштабные, если не сказать колоссальные. В районе Тулуна очень непростой рельеф. Здесь придется выторфовывать болота, строить большой мост через Ию.

— Некоторые договоренности уже достигнуты, другие сейчас проходят согласование. Как только проект получит окончательное одобрение, можно будет приступать к работам. Жителям Тулуна придется немного потерпеть — при строительстве некоторых участков спецтранспорт будет регулярно ездить сквозь город, зато потом Тулун вздохнет с облегчением — серьезное количество транспорта уйдет на обходную трассу.

Пока проекты гуляют по нужным инстанциям, дорожники без дела не сидят: в планах у них переделать два оставшихся одноуровневых железнодорожных переезда в полноценные путепроводы — в Тулюшке и Шерагуле, а также всегда есть текущая работа по поддержанию и улучшению качества дорог в Иркутской области. «Нам приятно видеть результаты своей работы и есть куда стремиться», — улыбаются профессионалы.

  • Старый тракт — в область

Возникает закономерный вопрос — что будет с теми дорогами, которые сейчас называются Московским трактом? После строительства обходных путей они, по словам дорожников, перейдут на баланс правительства Иркутской области. «Дороги останутся действующими, по ним, скорее всего, пойдет междугородний транспорт, но следить за их состоянием будут другие организации», — объясняют в ФКУ «Упрдор «Прибайкалье».

Цена вопроса

На строительство каждого из двух обходов понадобится по 16 млрд рублей. Эти средства выделяются из федерального бюджета. Для сравнения, обход Иркутска обошелся в 2 млрд рублей, его длина 24 километра, однако это другая категория дорог и меньшее количество путепроводов и мостов.