Дети и деньги

Как привить финансовую грамотность

До сих пор бытует мнение, что ребенку деньги не нужны: обо всем необходимом позаботятся родители. Однако дети быстро взрослеют и сталкиваются с финансовыми вопросами. Зарплата, покупки, налоги, кредиты, инвестиции… Без денежных отношений и понятий трудно представить взрослую жизнь. Гораздо легче  ориентироваться в них тем ребятам, которые с детских лет знакомы с финансовой грамотностью. 

По данным исследователей, уже к трёхлетнему возрасту дети могут уяснить главные функции денег. Малышам понятно, что деньги представляют ценность и их можно обменивать на другие вещи. А к семилетнему возрасту ребёнок может иметь основные денежные привычки. Например, научиться откладывать на важные покупки и понимать пользу отсроченного вознаграждения.

Задача взрослых – как можно раньше объяснить ребёнку, для чего нужны деньги и как они работают.  Детям нужно усвоить, что получение денег – это результат труда их родителей. Понятным будет пример с игрушками – на сколько часов нужно оставить ребёнка, чтобы заработать сумму, необходимую для покупки той или иной игрушки. Этот способ позволяет понять, что деньги никогда не даются просто так, а требуют вложения времени и сил.

Первокласснику можно рассказать о том, как держать деньги в банке и зарабатывать на этом. Полезно создать «домашний банк», чтобы накопить некую сумму и потратить её на покупку игрушек или оплату кино и аттракционов. Пригодится большая копилка, а ребёнок будет её хозяином. Главное здесь – поставить привлекательную для ребёнка финансовую цель, иначе содержимое копилки может уйти на жвачку и прочие мелочи.

Специалисты утверждают, что восьмилетним детям можно давать представление об инвестировании. Расскажите, что уже имеющаяся сумма может вырасти, если ею правильно распорядиться. При этом важно пояснить, что инвестирование связано с риском, поэтому получить всё и сразу вряд ли удастся. Объясните ребёнку, что деньги растут постепенно, а помогают процессу сложные проценты, начисляемые и на первоначальную сумму, и на уже начисленные средства. Можно провести аналогию с зернышком, из которого вырастает колос: при благоприятных условиях одно зерно даёт до 50 зёрен.

Разговор о деньгах не должен быть сложным. Основы финансовой грамотности вполне можно встроить в повседневную семейную деятельность. Покупки, планирование поездки или поход в банк – это возможность объяснить разницу между потребностями и желаниями, а также поговорить о сбережениях, расходах и бюджете.

Чтобы научить ребёнка правильно обращаться с деньгами, рекомендуется давать ему карманные средства. Уже в 6-7 лет детям можно выделять небольшие суммы на мелкие расходы. Как давать карманные деньги? Есть два варианта:

– Выдавать понемногу каждый день. Тогда ребёнок может лучше научиться сберегать на сиюминутных тратах и постепенно накапливать большую сумму.

– Выделять определённый бюджет на неделю или даже на месяц. Тут есть риск, что у ребёнка будет больше соблазна потратить всё сразу. С другой стороны, так он научится планировать расходы. Полезно приучить ребёнка считать расходы. Например, он может заполнять таблицу с доходом и тратами. Это обеспечивает наглядность и помогает разумно обращаться с деньгами.

Развивать финансовую грамотность можно каждый день. Например, в магазине можно найти варианты из похожих товаров с различной ценой и показать разницу в качестве. Это позволит объяснить смысл известного выражения: «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешёвые вещи». Этот принцип учит разумной экономии и рациональному выбору. Ведь на некоторых товарах вполне нормально экономить, а вот за другие лучше заплатить больше, чтобы покупки были качественнее и служили дольше.

Родителям нужно позволить детям ошибаться. Не стоит критиковать малышей за ненужные траты, от этого формируется неуверенность, которая в будущем может привести к финансовым проблемам. Дети, которых ругали за неразумные траты, часто вырастают с чувством, что им нельзя доверять деньги. Они подсознательно избегают финансового благополучия, не позволяют себе желанные покупки или винят себя за них.

Психологи недаром считают, что корни многих проблем в том, как родители относились к ребёнку и его промахам. Поэтому важно объяснить детям, что ошибки приносят человеку ценный опыт. Тогда в следующий раз он задумается, прежде чем что-то потратить.

По возможности нужно помочь ребёнку развить «предпринимательскую жилку». Объясните, что работать можно не только в офисе или на предприятии. Он вправе найти любимое занятие и превратить его в компанию. Тогда он сможет сам нанимать сотрудников, формировать команду и получать доход. В помощь родителям – современные книги для детей по финансовой грамотности. Они подходят для совместного чтения и дают повод для разговоров на денежные темы.

Что может отрицательно повлиять на финансовую грамотность детей?

Оплата за выполнение домашних обязанностей или за хорошие оценки. Следует помнить, что работа по дому и хорошая успеваемость – это обязанности и ответственность ребенка. 

Ассоциирование денег с проблемами. Если в семье напряжённая финансовая ситуация, не надо показывать детям свой гнев, отчаяние, нелюбовь к профессии.

Конфликты из-за денег. Родителям не стоит при ребёнке выяснять отношения из-за денег. Исследования показали, что дети, которые видели такие ссоры, в будущем набирают долги, чтобы избежать нехватки средств.

Личные истории о проблемах с деньгами. Дети могут сделать из них неверные выводы на всю жизнь. Усвоенные с детства установки типа «не в деньгах счастье», «всех денег не заработаешь», «надо довольствоваться малым» могут стать ограничивающими убеждениями на пути к финансовому благополучию.

Финансовая грамотность – необходимый навык и формируется с детства. Научить детей обращаться с деньгами так же важно, как помочь им освоить грамоту и счёт. Если ребёнок освоит науку обращения с деньгами, то во взрослой жизни он будет зарабатывать и преумножать деньги, заботясь о своей семье и её благополучии.