Денег-то нет, или Зачем мы им даём льготы?

Михаил Щапов о выходе из ВТО и пересмотре таможенно-налоговой политики

20 февраля первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы ФС РФ М.В. Щапов выступил от фракции КПРФ с трибуны Государственной Думы:

– …Уже сейчас на основе анализа исполнения бюджета 2023 года возникают серьёзные сомнения насчёт исполнимости этих параметров. У нас сокращаются доходы и от нефти, и от газа, а ценовых скачков не ожидается.

Мы очень надеемся, что рубль ещё раз не рухнет в этом году. Совершенно неясно, с чего вдруг доходы от нефти и газа вырастут с 9 триллионов в 2023 году до 15,5 триллиона рублей в 2024 году. Так же, как не очень ясно, каким образом будет обеспечен резкий, более чем на 3 триллиона рублей, рост нефтегазовых доходов, особенно в ситуации, когда Центробанк натурально «удушает» экономику высокой ставкой. При этом можно быть твёрдо уверенными, что расходы останутся на принятом уровне, может, даже и вырастут. Деньги нужны на исполнение социальных обязательств, на обеспечение армии. В текущей ситуации, думаю, что ни у кого в этом зале не поднимется рука сократить эти расходы. Мы понимаем, что каждый рубль в бюджете должен пойти в дело. Возникает вопрос: готовы ли мы к тому, чтобы бороться за доходы бюджета, есть ли план «Б» на случай, если нефтегазовый сектор не даст нужный объём доходов, сможет ли страна собрать необходимые средства?

Наша фракция КПРФ считает, что основная угроза бюджету сейчас – это недостаточный объём поступлений доходов как от нефтегазового, так и от всех остальных секторов экономики. Тем более, что в последнее время мы стали раздавать слишком много льгот как целым секторам, так и отдельным предприятиям. Из последнего можно назвать:

– предложение об освобождении от уплаты налогов доходов паевых инвестиционных фондов (ПИФ), возникающих вследствие выделения заблокированных активов;

– или новый вид инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций при расходах на капитальные вложения, осуществлённые в рамках соглашения о реализации инвестиционных проектов;

– или освобождение от уплаты налогов на доходы физлиц в отношении доходов такой «бедной» категории, как старатели, когда они продают добытое ими золото;

– или многочисленные льготы и послабления для резидентов специальных административных районов, которые и так вынуждены бежать из западных юрисдикций в Россию под давлением санкций.

Зачем мы им даём льготы? Было бы правильнее провести полный анализ: кому и какие льготы были установлены, какой при этом получился объём выпадающих доходов бюджета и какой экономический эффект достигнут? Однако нашей главной задачей должна стать работа над качеством бюджетно-налоговой политики, ускоренным экономическим ростом, повышением качества жизни наших граждан, особенно беднейшей их части. И у нашей партии есть целый комплекс предложений в этой сфере, о некоторых из них мы уже неоднократно говорили: это, например, введение более крутой, чем сейчас, прогрессивной ставки налога на доходы физлиц, которая позволит привлечь в бюджет от полутора и выше триллионов рублей дополнительно, без какого-либо ущерба 99% населения и экономике. Но есть и целый комплекс других предложений: необходимо пересмотреть Налоговый и Бюджетный кодексы, чтобы исключить из них тормозящие экономику положения. Отменить бюджетное правило, нефтегазовые доходы оставлять полностью в бюджете.

В прошлом году, например, почти триллион рублей ушёл в Фонд национального благосостояния, а это, например, больше, чем вся программа развития беспилотной авиации до 2030 года, а беспилотники нам нужны сейчас и очень сильно. Отменить налоговый манёвр: только в январе этого года бюджет отдал нефтепереработчикам порядка 140 миллиардов по демпферному механизму, и если пойдёт в том же темпе, то к концу года цифра составит 2 триллиона рублей.

Необходимо пересмотреть механизмы формирования акцизов на бензин и дизельное топливо, которые приводят к постоянному росту цен на ГСМ и инфляцию, вплоть до их отмены. Нужно рассмотреть полную отмену налога на добычу нефти и газа с заменой его на повышенные таможенные пошлины и более жёсткий контроль за ценообразованием в отрасли. Бюджет должен получать с иностранных потребителей, а внутренняя переработка должна выдавать более дешёвый бензин, дизель, масла, нефтегазохимию для нужд народного хозяйства.

Необходимо поддержать регионы, перестать их загонять в долги, регионы необходимо поддерживать только дотациями и субсидиями на безвозвратной основе.

Необходимо ликвидировать НДС, он приводит к удорожанию отечественной продукции на сумму от 10 до 20% и делает её неконкурентоспособной, тормозит производство, развивает инфляцию и коррупцию.

Необходимо пересмотреть ставки налога на имущество и земельного налога. Нагрузка по ним постоянно растёт, малый бизнес и сельское хозяйство её просто не выдерживают, эти налоги уже уничтожили тысячи предприятий и сократили в личных подворьях посев овощей, картофеля и других культур.

Нужно изменить порядок уплаты этих налогов, ввести государственное регулирование путём введения критериев оценки стоимости конкретных земельных участков и объектов недвижимости. Освободить от налогообложения личные дачи и личные подсобные хозяйства граждан.

Необходимо отменить платежи по системе «Платон». Ситуация, когда водители платят трижды: «Платон», акциз на бензин и транспортный налог – ненормальная. Требуется снизить ставки утилизационного сбора на автомобили – не могут люди платить по полмиллиона рублей за автомобиль стоимостью в миллион. Это тоже ненормально.

Необходимо ввести государственную монополию на производство и реализацию спиртосодержащей продукции и табака, что даст ещё порядка 1,5 миллиарда рублей.

Необходимо введение налогов на сверхбогатство: это и упоминавшаяся прогрессивная шкала НДФЛ, и выравнивание до плоской шкалы взносов в фонды. Необходимо ввести дополнительные налоги на роскошь, сверхпотребление олигархов и чиновников — это неуместно в нынешней ситуации. Всё, что тратится на роскошь, должно быть изъято в пользу наших граждан.

Наконец, для обеспечения экономического и политического суверенитета мы предлагаем и будем дальше настаивать на выходе из ВТО и полном пересмотре таможенно-налоговой политики. И все эти наши предложения разрабатывались годами, проверены экспертами, являются требованием самой жизни.

Возможно, сейчас некоторые предложения нашей партии вызовут критику и несогласие. Есть примеры того, как КПРФ предлагала и это вызывало ожесточённое сопротивление, в итоге – всё-таки было принято. Достаточно привести в пример работу нашего товарища – председателя Комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николая Михайловича Харитонова. 20 лет регионы ждали принятия закона «О северном завозе», и вот он принят благодаря совместным усилиям депутатов разных фракций, министерств, ведомств, при координирующей роли Н.М. Харитонова.

Три миллиона человек в районах Крайнего Севера теперь будут получать продукты и всё необходимое в рамках федерального закона в плановом порядке.

Н.М. Харитонов был одним из первых, кто начал говорить о необходимости арктической ипотеки, и сейчас это решение уже принято на уровне президента: повышена эффективность экономических механизмов на Дальнем Востоке, «Дальневосточного» и «Арктического гектара», расширена доступность авиационного сообщения на Дальнем Востоке, решён вопрос с компенсацией расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров-северян к месту отдыха и обратно личным автомобильным транспортом. Это прекрасный пример того, как можно добиваться поставленных задач, если не опускать руки, требовать и работать на решение проблем наших граждан. В заключение я хочу сказать следующее: мы оппозиционная партия, мы готовы брать на себя ответственность за нашу страну. Спасибо за внимание.