«Децл был мне близок»
С момента ухода из жизни Кирилла Толмацкого, более известного как Децл, прошло уже более полугода. Однако память об одном из главных кумиров постперестроечной молодежи остается, певец не исчезает из информационного пространства — во многом благодаря его друзьям. Еще в апреле они организовали трехчасовой концерт памяти Децла, а сейчас завершается монтаж мемориального фильма, посвященного певцу. Один из авторов этой ленты — Роберт Райда, рэп-исполнитель, звукорежиссер, уроженец города Иркутска.
— Роберт, как давно ты покинул Иркутск?
— Это было в середине 90-х. Как любой совсем еще маленький человек, я не принимал больших решений, был зависим от родителей. Они решили перебраться в другой город — и я последовал за ними.
— В Иркутске ты уже занимался музыкой?
— Нет. Более того — у меня в школе, конечно, были уроки пения и музыки, но они не входили в число моих любимых. Я не был увлечен этим, не понимал, зачем в жизни мне могут понадобиться все эти нотные знаки, сольфеджио и прочее. Музыку я начал чувствовать уже после того, как мы переехали в другой город. Этим городом была Алма-Ата. Мне было 11 лет, тогда самым популярным направлением являлся рэп. Первым исполнителем, который произвел на меня сильное впечатление, стал 2paс. На те небольшие деньги, которые у меня появлялись, я покупал его кассеты. Потом появился интерес к творчеству группы Wu-Tang Clan. На канале МСМ я постоянно смотрел программу, посвященную рэпу. Так я стал получать первое музыкальное образование.
Как-то я поехал в летний лагерь и там подружился с одним парнем, который, как и я, любил рэп. Он мне рассказал, что его старший брат играет в группе «Рэп-зон». Не скажу, что это были мои кумиры — я вообще, кстати, слово «кумир» не очень люблю, — но этот коллектив был достаточно известен среди местной рэп-тусовки. И мы решили с этим парнем создать свою рэп-группу. Если что-то не будет получаться, его брат нам поможет, рассудили мы. Я подошел к этому проекту достаточно серьезно — стал подбирать материал, но проекту не суждено было состояться, моя семья переехала в Москву.
— И здесь все началось…
— В общем, да. С 2000 года я начал серьезно заниматься музыкой, через два года записал первые собственные треки. На сайте Hip-Hop.ru я начал участвовать в рэп-баттлах. Первый эксперимент получился не очень удачным, хотя, как мне казалось, я выглядел не хуже других, но позже я выиграл на этом портале немало онлайн-баталий. Тогда же у меня появился творческий псевдоним Ghostrida, который со временем трансформировался в Роберта Райду.
— Роберт, как я понимаю, твое настоящее имя, а откуда взялся Райда? С этим связана какая-то история?
— Никакой истории с этим не связано. Как-то, еще в Алма-Ате, я шел по улице и обратил внимание на игровой аппарат в парке развлечений, как котором было написано Ghostrida. Это слово мне понравилось, и, поскольку я как раз был занят поиском псевдонима, я решил взять это слово как творческий псевдоним. Потом столкнулся с тем, что далеко не каждому удобно его произносить. И тогда я сократил его до Райды, добавив собственное имя.
— Начало 2000-х — расцвет музыкальной карьеры Децла. Именно тогда состоялось твое знакомство с ним?
— Позже. Кирилл — мой друг, я поддерживал его в творчестве, он поддерживал меня, но я не являюсь его главным слушателем. Многие фанатеют от его работ, мне он важен как близкий по духу человек. Где-то с середины нулевых Децл ушел от коммерческой музыки, хотя перед ним открывалась блестящая карьера, и посвятил себя настоящему, честному рэпу. И вот этот человек был мне близок. Мы часто общались, делились проектами, он мог прямо ночью приехать ко мне на студию, которая расположена прямо у меня в квартире.
— После ухода Децла разные издания публиковали интервью с тобой, где ты высказывал сомнения в том, что его смерть была естественной. Ты остаешься при своем мнении?
— Я все уже сказал на эту тему, и мне бы не хотелось сейчас снова ее обсуждать. Кирилл ушел, и все, что можем сделать мы — те, кто остался — это сохранить память о нем. В апреле мы провели трехчасовой концерт, сейчас я участвую в подготовке мемориального фильма по итогам этого концерта.
— Расскажи немного о своей студии. Чем ты на ней занимаешься?
— Я звукорежиссер. В какой-то момент своего творческого пути я встал перед дилеммой: серьезно продолжать собственное творчество или профессионально заняться звукозаписью. Я выбрал второе и примерно с 2009 года основательно развиваю это направление. На своей студии я работал с такими известными рэп-исполнителями, как Waka Flocka, General Levy, Million Stylez, Влади (Каста), Smoky Mo. Я не даю никакой рекламы, меня знают по моим работам, и очень часто музыканты с мировым именем обращаются ко мне за помощью. Есть такие артисты, которые буквально выросли в моей студии. Из тех, кто известен широкой публике, это, например, рэпер Кравц. За время своей деятельности я уже сделал около 20 полноценных альбомов самых разных исполнителей, а сколько отдельных треков — не сосчитать. Личное творчество я не оставил, но оно находится на вторых позициях. Тем не менее я нередко выступаю на концертах. Например, я принял участие в вечере памяти Децла. Случались и достаточно необычные истории. Как-то, несколько лет назад, мы с другом были на концерте Tricky в Москве и примерно в это же время делали рэгги/дансхолл-проект. Tricky услышал наши работы, узнал, что мы в зале, и прямо на концерте вызвал нас на сцену — мы отработали несколько вещей.
— В Иркутске бываешь?
— Да, периодически тут бываю, приезжаю в гости к родственникам. Я хожу по городу, вспоминаю, как тут было в детстве, и хотя все говорят, что Иркутск меняется, я не вижу больших перемен — по сравнению, скажем, со многими другими городами. Люди, которые живут здесь, берут от Иркутска очень многое — они и вкладывать в город должны, на мой взгляд, гораздо больше, чем делают это сейчас. Я люблю Иркутск, я горжусь, что родился здесь, вышел отсюда, и я очень хочу, чтобы город рос и развивался.