Бранная вышивка и корень сосны
Лариса Ивановна Дорош из посёлка Новая Игирма Нижнеилимского района освоила плетение из корня сосны. Этот вид рукоделия мало распространён в Иркутской области, хотя, казалось бы, где ещё найдёшь столько хвойных деревьев, как не в нашем регионе. Такие плетёнки получаются крепкими — хоть воду наливай, и долговечными. «Но времени придётся потратить много и сил тоже, — предупреждает Лариса Ивановна, — плести нужно очень плотно». Вместе с коллегами по увлечению рукоделием из клуба прикладного творчества «Берегиня» Катангского района Лариса Дорош стала участницей выставки «Берега творчества».
Напомним, на 2019 год Иркутский областной Дом народного творчества и его отдел «Ремесленное подворье» запланировали проведение выставок работ народных коллективов Приангарья. «Берега творчества» — второе мероприятие цикла, на которое пригласили клуб прикладного творчества «Берегиня» из Ербогачёна и клуб мастеров декоративно-прикладного искусства «Оберег» из Новой Игирмы.
В Иркутск на выставку из Катангского района мастера прилетели на самолёте.
Руководитель «Берегини» Наталья Верхотурова рассказывает, что в октябре 2018 года коллективу единомышленниц исполнилось уже 15 лет:
— Женщины сами предложили объединиться, чтобы заниматься творчеством. Сначала просто рукодельничали вместе, каждый делал то, что умел. Потом стали друг друга обучать, а в 2009 году клуб получил звание народного. Сейчас собираемся раз в неделю, вечером, на три часа, разговариваем, делимся новым. К нам часто приходят и не участники клуба с просьбой научить, например, крючком вязать или вышивать. С удовольствием идём людям навстречу, ведь чем больше единомышленников — тем лучше!
Сама Наталья Викторовна по специальности закройщик и технолог швейного производства, в Доме культуры Ербогачёна шила костюмы для танцевальных коллективов. Затем начала вышивать, увлеклась разными направлениями.
— Пробовала и хардангер, и бранные узоры, с удовольствием вышивала рушники для школьного танцевального коллектива «Калейдоскоп», — рассказывает мастерица. — С рушниками все вместе сидели: чтобы изготовить один, нужно больше месяца. Да и работа напряжённая для глаз и спины.
Рукодельницы Ербогачёна постоянно пробуют себя в разных направлениях творчества: вяжут на вилке шали и палантины, декорируют бутылки, делают акриловую заливку, создают цветы из фоамирана. Большого выбора материалов для творчества в райцентре Катангского района нет в силу его географического положения: из транспорта доступен только самолёт. Да и то рейсы по вторникам сейчас отменили. Поэтому Наталья Викторовна, пользуясь вынужденной задержкой в Иркутске, время даром не теряет: собирается на мастер-класс по батику, а заодно и по магазинам пробежаться, купить нужные для рукодельниц вещи.
— Коммерсанты наши уже поняли, что творчество в Ербогачёне развивается, и мы рукодельничаем, и в школе занятия идут, стали привозить нам ленты, тесьму, пряжу, — говорит Наталья Верхотурова. — В Интернете увидим что-нибудь новое — сразу повторить хочется. Сейчас телевизионные тарелки у многих, поэтому проблем с изучением мастер-классов нет.
С помощью Всемирной паутины увлеклась плетением из корня сосны и Лариса Дорош, руководитель народного коллектива «Оберег» МУК РДК «Прометей» Нижнеилимского района.
— Этот вид рукоделия мало распространён, потому что это трудоёмкое занятие, а в старину из корня сосны плели корзины, кухонную утварь, мебель и даже повозки, — делится Лариса Ивановна. — Несколько лет назад я увидела в Интернете видеоуроки и решила попробовать. Понравилось тем, что изделия из корня сосны получаются крепкие, в них можно даже воду хранить. Добывать материал несложно; надо брать поверхностные корни, их изъятие не наносит дереву вреда — оно растёт дальше, пускает новые корни вглубь. Лучше всего заготавливать материал в сосновом бору — здесь земля мягкая, прикрыта мхом, и корни вытягиваются легко, длиной до 10 метров. В смешанных лесах заготовка трудоёмкая и очень тяжёлая: корни разных растений переплетаются между собой, и земля твёрдая.
Добытый материал нужно сразу подготовить к плетению, пока он эластичный настолько, что его можно скручивать и даже в узлы завязывать. Корешки очищают от верхнего слоя — тогда они получаются белыми и красивыми. Со временем плетёные изделия из соснового корня темнеют, приобретая красивый коньячный цвет.
— Сверху свои работы я ничем не покрываю — материал сам по себе глянцевый и красивый, — говорит мастерица. — Но времени на их создание уходит много. Вот эту большую корзину я плела три года, а эту маленькую коробочку — две недели. Но зато они такие прочные, что на них плясать можно. И хранятся много лет, в отличие от берёсты, которая быстро рассыхается и трескается.
С берёстой Лариса Дорош тоже умеет работать.
Мастерица придумала, как делать из неё объёмные картины:
— Есть такая техника, маркетри, когда склеиваешь разного цвета берёсту и получается рисунок или картина. А я решила использовать другую сторону этого материала: туда наклеивать мох, рябину — словом, различную флористику, а сверху раскрашивать. Основу, берёсту, я зачищаю, если большие неровности — выравниваю шпаклёвкой.
Посетители, пришедшие на открытие выставки «Берега творчества», с удовольствием остались на мастер-классы. Лариса Дорош показала основы плетения из корня сосны, а Наталья Верхотурова научила делать народную куклу Масленицу.