Борьба сильных и мужественных
Борьба хуреш – самая любимая спортивная забава тувинцев с давних времен. Археологические раскопки в Центральной Азии свидетельствуют о том, что борьбу здесь знали ещё в 3-4 веках до нашей эры. Одной из экспедиций в скифском кургане был найден бронзовый отлив тороки, на которой два атлета схватили друг друга левыми руками за ноги, а правыми за пояс, что соответствует правилам современной борьбы хуреш.
Все знаменитые тувинские борцы, которые становились чемпионами российских и международных соревнований, уже с детских лет начинали заниматься борьбой. Для многих из них хуреш стал начальной школой борьбы, школой жизни, где они получали первые знания и навыки, учились любить борьбу своих предков, быть сильными, смелыми, крепкими духом и бережно относиться к Матери-Природе.
Сегодня древний хуреш не стареет, а остаётся молодым и сильным, лишь с возрастом становится более опытным. Ежегодно на зелёный ковер стадиона выходят молодые талантливые атлеты, которые уверенно заявляют о себе. И в этом нет ничего удивительного: массовость рождает мастерство, а в Туве все увлекаются хурешем.
У бурят-монголов, как у тувинцев, есть своя национальная борьба «бухэ-барилдаан» (борьба силачей), любимая народом. Многое в нашей борьбе похоже на тувинскую борьбу, но уступает в зрелищности. Когда на поле стадиона одновременно выходят сотни атлетов в красивой национальной экипировке и под торжественную музыку исполняют «Танец орла», то перед зрителями предстаёт грандиозное, очень яркое и красочное зрелище, вызывающее у них неописуемый восторг и радость. Кто видел, тот понимает, о чём идёт речь.
Для развития национальной борьбы «бухэ барилдаан» необходимо постоянное совершенствование. Поэтому надо брать себе на вооружение всё самое лучшее, что есть сегодня в монгольской борьбе «бохийн барилдаан» и в тувинской борьбе «хуреш».
Для того, чтобы на Сур-Харбане (Наадане) национальная борьба «бухэ-барилдаан» предстала перед зрителями более ярко, необходимо в самом начале состязаний выполнение массового «Танца орла» всеми атлетами под красивую бурятскую песню. При проведении каждого поединка – активное участие секундантов в национальной одежде. Особое внимание необходимо уделять творческому исполнению «Танца орла» каждым атлетом. Это прославит атлета за его красивый, содержательный и неповторимый танец, который должен сопровождаться народной песней.
Поэтому вместе со специальным призом за лучшее исполнение «Танца орла» необходимо учредить и специальный приз за лучшую народную песню, это станет стимулом как для борцов, так и для композиторов и певцов. Предложить ввести вместе с борцовским поясом-бээ национальную куртку с рукавами и открытой грудью, которая украсит общую экипировку и внешний вид атлетов, повлечёт за собой некоторые изменения в правилах борьбы и ещё более сблизит с общемонгольской борьбой.
Отсутствие должной экипировки на состязаниях портит общую картину поединка и внешний вид атлета. Поэтому надо обязать всех спортсменов иметь полную национальную экипировку, знать и правильно исполнять все ритуалы борьбы. Будет интереснее, если состязания по борьбе начинать с детско-юношеских поединков с выполнением вначале массового «Танца орла» юными атлетами в полной экипировке под красивую народную песню. Для них такие состязания станут хорошей школой.
В целом эти изменения придадут борьбе больший интерес, красоту и зрелищность. А всем желающим предложить приходить на праздник в красивой национальной одежде, что прибавит национального колорита и украсит народный праздник Сур-Харбан. Необходимо переименовать Сур-Харбан на Наадан, это будет полностью соответствовать содержанию народного праздника.
Следует взять себе на вооружение не только внешнее, но и внутреннее содержание, внести туда своё самобытное восприятие мира Природы и Вселенной, и борьба будет наполнена смыслом и богата внутренним миром. Таким образом привести свою борьбу в соответствие с общемонгольской национальной борьбой. Несомненно, в будущем общемонгольская борьба получит российское и мировое признание. И в этом едином общемонгольском спортивном мире бурят-монгольская борьба «бухэ-барилдаан» будет занимать свое достойное место. От положительных изменений она только выиграет в целом.
Жизнь не стоит на одном месте, всё меняется со временем. Ничто не вечно в этом мире! И наша борьба также должна меняться в лучшую сторону, сохраняя при этом свою национальную самобытность, быть на высоте своего времени! Она должна стать школой преодоления жизненных трудностей и воспитания победного духа, стать поистине самым массовым и любимым видом борьбы, в первую очередь среди детей и подростков. Именно они в будущем должны стать сильными и мужественными воинами, защитниками своей Родины.
Несомненно, после положительных изменений в борьбе зрители ещё больше полюбят «борьбу силачей», будут радоваться и гордиться своими непобедимыми Батырами и Гэсэрами в красивой общемонгольской национальной форме! Могучие атлеты в национальной экипировке будут достойно выглядеть на любых российских и международных соревнованиях! До следующего Наадана есть время, чтобы подготовиться и сделать борцовские состязания более ярким и красочным зрелищем, порадовать всех зрителей настоящим праздником народной борьбы, дошедшей до нас из глубины веков от наших далёких предков.
В.И. Ханхашкеев, историк, юрист
По материалам центральной библиотеки г. Туран. Республика Тыва. Январь 2025 года.
Публикуется в сокращении