![В памяти своего народа Банзаров остался не только как чиновник, занятый делами службы, но и как человек, который интересовался устным народным творчеством бурят В памяти своего народа Банзаров остался не только как чиновник, занятый делами службы, но и как человек, который интересовался устным народным творчеством бурят](http://baik-info.ru/sites/default/files/styles/multy/public/untitled-1_174.jpg?itok=2a33gd6s)
![Книга «Черная вера, или Шаманство у монголов» — одна из первых, опубликованных Банзаровым, и принесшая ему признание среди ученых Книга «Черная вера, или Шаманство у монголов» — одна из первых, опубликованных Банзаровым, и принесшая ему признание среди ученых](http://baik-info.ru/sites/default/files/styles/multy/public/untitled-2_56.jpg?itok=LGrk99Hb)
![Каменная плита на родине монголоведа Каменная плита на родине монголоведа](http://baik-info.ru/sites/default/files/styles/multy/public/untitled-3_32.jpg?itok=Dvt_gdDz)
![В 1957 году перед зданием Бурятского педагогического института им. Доржи Банзарова в Улан-Удэ был установлен памятник ученому В 1957 году перед зданием Бурятского педагогического института им. Доржи Банзарова в Улан-Удэ был установлен памятник ученому](http://baik-info.ru/sites/default/files/styles/multy/public/untitled-4_15.jpg?itok=cQ3_y7G7)
Уроженец Забайкалья кроме родного и русского языков в совершенстве знал монгольский, маньчжурский, калмыцкий, тибетский и немецкий. Автор более 25 работ, монголовед был назначен в Иркутске чиновником по особо важным делам при генерал-губернаторе Восточной Сибири. И увы, именно здесь блестящий ученый обрел свой покой.
Доржи Банзаров родился в 1822 году в Ичетуйской долине, в семье сибирских пограничных казаков. Кроме него в семье было еще четыре сына — Лочон, Дзондуй, Бадма и Харагшан. Отец, Банзар Боргонов, был урядником-пятидесятником (офицером) бывшего Ашехбатского полка, исповедовал буддийскую веру.
Родители решили обучить Доржи русской грамоте, поскольку 9-летний сын всего за один год окончил Харанцайское приходское училище. После этого, в сентябре 1833 года, его отдали в Троицкосавскую войсковую русско-монгольскую школу.
В 1835 году по ходатайству тайши Селенгинской степной думы Банзаров в числе четырех бурятских мальчиков был направлен на учебу в 1-ю Казанскую гимназию. Именно за период учебы в гимназии он кроме родного и русского в совершенстве овладел монгольским, маньчжурским, французским, калмыцким, тибетским и немецким языками. Хорошо разбирался в латинском, тюркском, и английском. В 1842 году совет гимназии за отличные успехи в учебе наградил Банзарова золотой медалью.
После окончания гимназии, в том же 1842 году, Банзаров поступил на восточное отделение философского факультета Казанского университета. Университет открыл Банзарову мир науки. Здесь в течение пяти лет он формировался как ученый: написал для своих соплеменников «Всеобщую географию» и «Грамматику монгольского языка»; перевел с французского на монгольский «Странствования китайского буддиста IV в. по имени Фа-сян», с маньчжурского — «Путешествие Тулишеня Аюб хану». Первые публикации молодого ориенталиста были восторженно встречены в кругах востоковедов. Его статья «Белый месяц. Празднование Нового года у монголов» была опубликована в «Казанских губернских ведомостях».
В 1846 году Доржи окончил университет, защитил диссертацию «Черная вера, или Шаманство у монголов». Кроме этого, составил «Маньчжурско-русско-монгольский словарь» (рукопись хранится в Восточной библиотеке ЛГУ). Особое место в научных трудах занимает исследование такого памятника, как «Чингисов камень». Памятник древнемонгольской письменности представляет собой плоскую гранитную плиту, ее нашли на берегу реки Кыркыра — одного из притоков Амура. В настоящее время «Чингисов камень» находится в Эрмитаже.
Окончив Казанский университет со степенью кандидата, Банзаров по Высочайшему повелению в августе 1849 года получил разрешение поступить на службу в Восточной Сибири с преимуществами, полагавшимися при ученой степени. На основании данного разрешения генерал-губернатор Восточной Сибири определил Банзарова на должность чиновника особых поручений ГУВС и произвел в чин коллежского секретаря.
12 апреля 1850 года, после 15-летнего пребывания в Европейской России, Доржи Банзаров выехал в родные края. Приезд земляка — большого чиновника да еще ученого, был встречен сородичами как большой праздник. Его чествовали в каждом улусе. К сожалению, отец Банзарова уже умер и не мог порадоваться успехам сына.
Вернувшись в Иркутск, Доржи Банзаров получил должность титулярного советника. В это время он занимался расследованием серьезных дел, связанных с махинациями нойонов, лам, чиновников, и привлекал их к ответственности. Но, несмотря на занятость служебными делами, находил возможность для научных занятий. В этот период ученый выполнил ряд работ: внес исправления на географические карты, совершил поездки в Тункинский край для исследования происхождения сойотов и их соседей урянхайцев (тувинцев), открыл место рождения Чингисхана в пределах России, перевел с монгольского «Путешествия Зая-Хамбы в Тибет». В 1851 году был избран членом-корреспондентом Сибирского отдела Русского географического общества.
Короткая жизнь не позволила в полной мере раскрыться таланту Банзарова. Он умер 27 февраля 1855 года в Иркутске. Соответствующая запись имеется в «Иркутской летописи 1661— 1940 гг.» Ю.П.Колмакова:
«...27 февраля 1855 года в Иркутске скончался Доржи Банзаров — известный монголист XIX века, знаток истории и этнографии народов Центральной Азии, первый бурятский ученый, чиновник особых поручений Главного управления Восточной Сибири (ГУВС).
Достоверная причина смерти Банзарова неизвестна. Один из его современников, Юмдылык Ломбоцыренов, автор летописи «Бичихан запискэ» (сводной хроники родов селенгинских), писал, что Банзаров пристрастился к вину. Однако на родине ученого записана иная легенда. В ней говорится о том, что Банзаров был отравлен в Иркутске человеком, подосланным священником: «Когда Доржи Банзарову должны были присвоить генеральский чин, иркутский поп нанял в столовой человека и отравил Банзарова ядом. Доржи сразу понял, что он выпил яд, и наказал своему кучеру, чтобы он, как бывало раньше, повез его прежде молиться в церковь, а потом похоронил. Когда кучер исполнил наказ Доржи Банзарова, то есть привез тело его к церкви, люди, отравившие Банзарова и увидевшие его около церкви, испугались, что он остался живым, сами приняли яд и отравились. В тот день, когда должны были отравить Доржи Банзарова, на рынке запретили торговать молоком и молочными продуктами. Сказывают, на похоронах Доржи Банзарову таки было присвоено звание генерала».
Когда Доржи умирал, рядом с ним были его ученик Холзан Мозоев и лама. О кончине Банзарова правитель дел Сибирского отдела Русского географического общества И.С.Сельский сообщил генерал-губернатору Н.Н.Муравьеву.
В начале марта состоялись похороны Банзарова. Тело его было воздвигнуто на погребальные дроги в виде пышной колесницы, на которой находился Гомбо-лама в яркой одежде. Следом в желтых одеждах, читая буддийские молитвы, шли ламы, за ними — представители местной власти, горожане и буряты. Процессия проследовала от квартиры покойного по Любарскому переулку, вышла на Ланинскую улицу и двинулась по Жандармской к Острожному мосту. Перейдя мост, направилась к горе за Иркутским тюремным замком, где находилось кладбище. После совершения религиозных церемоний тело предали земле. Увы, вскоре могила была затеряна.
Первый бурятский ученый Доржи Банзаров оставил нам не только свои оригинальные по содержанию, обширные по тематике научные труды по востоковедению. Он оставил прежде всего глубокий след в памяти народа, который бережно хранит память о своем славном сыне, создавая о нем легенды, сказания, песни. Фольклорный материал о Доржи Банзарове является историческим свидетельством самого бурятского народа, выдвинувшего из своей среды даровитого ученого.
К научным трудам Доржи Банзарова и сегодня обращаются многие ученые — не только наши, но и зарубежные. Бурятский народ высоко чтит память своего первого ученого. Его именем названа улица в родном улусе. В 1947 году именем Доржи Банзарова назван Бурятский пединститут, ныне госуниверситет. Перед зданием института установлен памятник.
Именем Доржи Банзарова названы улицы в Иркутске, Улан-Удэ, Кяхте, Казани и селе Кырен Тункинского района.