Потеряно 31% населения с советских времен
«Север заселён искусственно, и содержать его смысла нет», – произнес в 1991 г. историческую фразу Егор Гайдар. Население Русской Арктики с тех пор сократилось почти на треть: с 3,43 в 1990 г. до 2,36 млн человек в 2025 г. Арктические районы других стран тем временем приросли на 19%: с 2,61 до 3,1 млн человек.
В советское время население Арктики выросло в восемь раз. Освоение Севера велось планомерно, пусть в основном и с целью добычи сырья. Ключевым было развитие сети опорных городов. Чтобы этот каркас жизнедеятельности был крепким, в нём строилась необходимая инфраструктура: дороги, школы, больницы, вузы. Благодаря такой концентрации ресурсов СССР стал лидером по объёму ВРП, произведённого в Арктике.
2/3 населения Арктики живёт в 17 крупнейших центрах и прилегающим к ним на 100 км территориях, говорится в исследовании Андрея Смирнова. Лидером является Архангельск, где живёт 297 тыс. человек. Город с 1990 г. потерял 29% населения. Далее идёт американский Анкоридж (290 тыс., +28%), Мурманск (267 тыс., –43%). Среди крупных городов также финский Оулу (206 тыс., +52%), Норильск (177 тыс., –1%) и столица Исландии Рейкьявик (139 тыс., +42%).
Сильнейшее сокращение населения было в Воркуте (–52%). Зато рост был в Салехарде (+52%), Ноябрьске (+20%), Новом Уренгое (+15%).
В городах Российской Арктики более суровый климат. Например, в Рейкьявике среднегодовая температура +5, в Оулу и Анкоридже +2. В городах РФ она обычно ниже нуля, в частности, в Норильске минус 10, в Воркуте минус 7.
Главной причиной потерь населения стало резкое обнищание в 90-е годы. Нести сверхтраты на выживание северянам не позволяли низкие доходы. После приватизации загибались построенные в СССР предприятия, да и планового распределения на них уже не было. Примером является кризис угольной добычи в Коми. Без должного финансирования социалка опорников ветшала и каркас жизнедеятельности рассыпался.
Исключение – нефтегазоносные районы НАО и ЯНАО, которые хорошо поднялись на экспорте сырья. Но и там зачастую трудятся вахтовым методом, а в опорниках предпочитают не задерживаться. Да и с какой стати, если менеджеры сырьевых корпораций предпочитают московские офисы, а олигархи – лазурные берега…
Власти ищут способы вернуть на Север рабочую силу, т.к. её не хватает для развития месторождений и необходимой инфраструктуры. Перспективным считается Северный морской путь и его роль в транзите между Азией и Европой. Если в 1987 г. по СМП перевезли 6,7 млн тонн грузов, то в 2024 г. – 37,9 млн тонн. Но развитие пути уже забуксовало. В 2024 г. грузооборот вырос всего на 4% и связан в основном с вывозом нефти, СПГ и металлов. На транзит по СМП приходится меньше 10% потока. Промежуточные порты слабоваты, а колоть лёд недёшево.
В развитие Арктики вложат в ближайшие десять лет 3 трлн рублей. Основные надежды по расходам возлагаются на бизнес. Но сырьевым корпорациям ничто не мешает в очередной раз сбросить с себя социальные обязательства ради прибыли частных собственников. Тогда для чего жертвы? Отсутствие ответа на этот вопрос закрепляет депрессивность Русской Арктики.