Рулевой планеты

Поэзия всегда тесно соприкасалась с политикой. Многие крупные поэты, либо участвовавшие в Октябрьской революции, либо поддержавшие её, писали и о ней, и о её вожде Владимире Ильиче Ленине вдохновенно и духоподъёмно, создавая исторически обоснованную поэтическую Лениниану, без которой нынче уже немыслима вся мировая художественная литература.
Одним из первых о Ленине написал Игорь Северянин (Лотарев), проявив поразительную политическую чуткость в вопросе о Брестском мире, тогда как в руководстве большевистской партии тут были разногласия, давая также отповедь тем, кто распространял клевету о «запломбированном вагоне», где из эмиграции возвращались представители социалистических партий.
«Его бесспорная заслуга / Есть окончание войны, – писал поэт, оказавшийся на территории буржуазной Эстонии, но всегда подчёркивавший кровную связь с советской Родиной. – Его приветствовать, как друга / Людей, вы искренне должны. / Я – вне политики, и, право, / Мне всё равно, кто б ни был он. / Да будет честь ему и слава, / Что мир им, первым, заключён!»
Другой русский поэт, Вадим Андреев, сын известного писателя Леонида Андреева, оказавшись в буржуазной Финляндии, потом получивший советское гражданство, работавший в заграничных учреждениях Советского Союза, не раз приезжая на родину, но так и оставшийся за рубежом и похороненный в Швейцарии, называя себя «не сыном, а только пасынком» родины, писал более усложнённо, однако с ясным почтением:
«Весь мир, как лист бумаги, наискось
Это имя тяжёлое – Ленин – прожгло»
В разных стилевых ракурсах рисуют советские поэты образ В.И. Ленина, в соответствии и со своими взглядами на жизнь, и со своими художественными особенностями. В 1920 году Николай Тихонов пишет небольшую поэму «Сами», где мальчик-индус, немилосердно притесняемый хозяином, обращается к Ленину, и тот ему помогает. А в позднем стихотворении «С днём рожденья, Ильич!» поэт пишет о всемирной роли Ленина в преобразовании действительности на справедливых началах.
Николай Клюев отмечает: «Есть в Ленине керженский дух, / Игуменский окрик в декретах», подчёркивая, что «Лениным – вихрь и гроза / Причислены к ангельским ликам».
Глеб Кржижановский, политик, инженер, учёный и поэт, посвятил Владимиру Ильичу цикл сонетов. «Капитаном земли» назвали Владимира Ильича два поэта – Валерий Брюсов и Сергей Есенин. У Брюсова размышления о Ленине философичны, у Есенина проникновенны, но роднит их стихи глубокое понимание величайшей роли вождя в истории человечества.
Кто был он! – вождь, земной Вожатый
Народных воль, кем изменён
Путь человеческий, кем сжаты
В один поток волны времён.
Октябрь лёг в жизни новой эрой,
Властней века разгородил,
Чем все эпохи, чем все меры,
Чем Ренессанс и дни Аттил.
И Валерий Брюсов подытоживает:
Земля! зелёная планета!
Ничтожный шар в семье планет!
Твое величье – имя это,
Меж слав твоих – прекрасней нет!
На смерть Ленина написано много скорбных и возвышенных стихов. Скорбь поэтов выразила скорбь советского народа о русском гении, преобразившем свою Родину, повлиявшем и на политическое, и на экономическое, и на духовное оздоровление человечества. Снята хроника о прощании с Владимиром Ильичом, которая отражает глубокое понимание народом значения ленинских дел, воистину потрясая душу и сердце. Нужно показывать эту хронику не только в ленинские юбилеи, просто показывать – без комментариев и разъяснений, без воспитательных реляций, так сильно заснятое в 1924 году воздействует.
Однако всеобщее горе не породило уныния. Стремление помнить и выполнять ленинские заветы пересилило горечь утраты и это запечатлено в произведениях поэтов разных национальностей, и прежде писавших о величии Ленина.
У поэтов следующих поколений образ Ленина обретает новые, отчасти полемические черты, противопоставляемые пристроившимся к ленинским идеям конъюнктурщикам, кому это, как замечал Евгений Евтушенко в поэме «Считайте меня коммунистом», было выгодно. Андрей Вознесенский в поэме «Лонжюмо», посвящённой слушателям ленинской школы РСДРП по подготовке партийных кадров из рабочих в этом французском городке, писал не без задиристости: Врут, что Ленин был в эмиграции
(кто вне родины – эмигрант).
Всю Россию, речную, горячую,
он носил в себе, как талант!
«Солнце яростное, / Свети! / Всё ещё / Впереди! / И Ленин, / будто молодость, / Впереди!» – пишет Роберт Рождественский, самый твёрдый, пожалуй, из «шестидесятников» по коммунистическим убеждениям. Он не метался из страны в страну, как Евтушенко, которого кто-то даже пытался причислить к антисоветчикам. Согласимся, однако, с Александром Прохановым, который назвал такое причисление глупостью и клеветой. Не зря же Михаил Задорнов выступал вместе с Евтушенко и говорил о нём добрые слова.
В девяностые годы (22 июля 1992 г.) Евтушенко написал проникнутое болью стихотворение о спуске советского красного флага на флагштоке Кремля: Прощай, наш красный флаг…
С Кремля ты сполз не так,
как поднимался ты –
пробито, гордо, ловко.
Под наше «так растак»,
на тлеющий рейхстаг.
Заканчивает стихотворение словами:
Лежит наш красный флаг
в Измайлово врастяг.
За доллары его толкают наудачу.
Я Зимнего не брал.
Не штурмовал рейхстаг.
Я – не из «коммуняк».
Но глажу флаг и плачу.
В год 80-летия Победы, не просто «Великой Победы», как абстрактно именуют эту дату сегодняшние официальные пропагандисты, а Победы советского народа в великой Отечественной войне 1941–1945 годов, 155-я годовщина со дня рождения Владимира Ильича Ленина сопряжена с воистину с Великой Победой неразрывно. С трибуны ленинского Мавзолея напутствовал 7 ноября 1941 года уходящих на фронт красноармейцев Иосиф Виссарионович Сталин, всех поздравивший с 24-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции, и сказавший: «Пусть осенит вас непобедимое знамя великого Ленина!» Так и произошло. Враг в кровопролитных боях был разбит. Победа была за нами – многонациональным советским народом и его ведущим отрядом – русским народом. Да иначе и быть не могло. Ибо верно ведь писал Владимир Маяковский: «ЛЕНИН – ЖИЛ. ЛЕНИН – ЖИВ. ЛЕНИН – БУДЕТ ЖИТЬ».
Публикуется в сокращении
Прочитать полную статью