«Это Вы продали Байкал! Теперь за это будете отвечать»

Сенатор окунул Матвиенко в озеро Байкал
Вячеслав Мархаев
Вячеслав Мархаев

Валентина Матвиенко
Валентина Матвиенко

Очередное заседание Совета Федерации оказалось крайне напряжённым. Ведь на кону стояла судьба одного из самых удивительных природных объектов – озера Байкал. Сенатор Вячеслав Мархаев встал на защиту озера Байкал и вступил в острый спор с вице-спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко. 

Причиной столкновения стала ситуация с массовой вырубкой лесов вблизи озера Байкал, что уже привело к обмелению и ухудшению состояния этого уникального природного объекта. Экологические организации требуют немедленно запретить вырубку лесов в окрестностях Байкала.

Потеря контроля над природой может привести к непоправимым последствиям, заявил Мархаев. В ответ Матвиенко утверждает, что опасения относительно закона необоснованны, и он никак не угрожает Байкалу, а развитие инфраструктуры необходимо для экономического роста, что, в свою очередь, приведёт к якобы улучшению благосостояния граждан.

Вячеслав Мархаев:

– Государственной Думой принят ряд законов, касающихся Байкальской природной территории. 15 июля в третьем чтении принят законопроект «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он одновременно позволяет увеличить пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей и обходиться до конца 2024 года без государственной экологической экспертизы для всех объектов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры.

Это значит, что теперь закон позволяет переводить земли лесного фонда в земли иных категорий и, соответственно, вырубать столько леса, сколько захочется, без всякой либо государственной экспертизы. Хочу напомнить, что государственная экологическая экспертиза является единственной законодательно закреплённой формой экологической оценки инфраструктурного объекта.

Теперь данная экологическая экспертиза отменяется, что позволяет застраивать Байкал без общественных слушаний и без какого-либо контроля. Несомненно, экология стала сегодня большой политикой, за которой в данном случае стоит министерство транспорта. Но неужели гонка за выгодой от прибыли и доходами стоит того, чтобы ставить под угрозу весь Байкал в гонке за возможностью перевозить товары из Китая в Европу по БАМу и Транссибу.

Кроме того, в новом перечне от Минприроды указано, что действующий ранее запрет на хозяйственную деятельность по берегам Байкала теперь не будет распространяться как на инвестиционные проекты, реализуемые на основании актов Федерального правительства, так и на указы и распоряжения президента России. Экологические общественные организации сегодня требуют и обращаются к Правительству России, Минприроды запретить вырубку лесов у озера, так как исчезновение леса по берегам Байкала и втекающих в него рек является важной причиной наблюдаемого в последние годы обмеления великого озера.

Мы наблюдаем именно то, о чём предупреждали при голосовании по поправкам к Конституции страны, и на законодательном уровне отменяем какой-либо контроль. Потеря контроля и всякой меры за собственными деяниями может привести к необратимым фатальным последствиям не только в государственном, но и в планетарном масштабах.

В данном случае мы говорим о Байкале – крупнейшем природном резервуаре пресной воды на всей планете. Мы настаиваем, рекомендуем Минприроды отказаться от губительной идеи уничтожения Байкала. И прошу поручить данную проблему поставить на контроль профильным комитетам Совета Федерации.

Кстати, Валентина Ивановна, Вы лично горячо поддержали это изменение в Конституцию и призывали включить в перечень федеральных территорий в том числе и озеро Байкал. Вы совершенно справедливо отмечали, что озеро надо сохранить, но были сомнения, что новый статус создаст озеру защиту на федеральном уровне. И сегодня мы говорили о тех проблемах, о которых и Вы сказали, что больно за природу там. Но прошло немного времени, и Государственная Дума приняла законопроект, который мы сейчас рассматриваем.

Сейчас нам Советом Федерации предлагается поддержать то, что нанесёт серьёзнейший урон древнейшему на Земле озеру. Очевидно, что сплошные рубки леса вблизи Байкала нанесут невосполнимый ущерб экологии. Вы прекрасно помните, коллеги, со школьной скамьи, что в Байкал впадает 365 рек и ручьёв. Так вот, имейте в виду, что уже в наши дни, по подсчётам учёных, осталось всего лишь 240. Никакие коммерческие проекты РЖД, выгода корпорации и кого угодно не могут оправдать такие жертвы. И я прошу вас прислушаться к мнению нескольких миллионов жителей Иркутской области и Республики Бурятия, которые крайне обеспокоены данными поправками. Мы просим не поддерживать данную законодательную инициативу.

Валентина Матвиенко:

— Вячеслав Михайлович, всё, что Вы сказали, никакого отношения к этому закону не имеет. И все страсти, которые Вы нагнетаете, не имеют под собой основания. Мы все с вами хорошо понимаем: чтобы реализовать прорывы в экономическом развитии, без которого невозможны рост, благосостояние нашего населения, повышение уровня доходов людей, надо развивать страну, надо развивать инфраструктуру. У нас огромный проект – ускоренное развитие Дальнего Востока и Сибири. А как можно развивать регион, если не будет инфраструктуры? Как можно туда вкладывать инвестиции? БАМ, Транссиб. Ну я не знаю, найдётся ли хоть один человек, который скажет, что не нужно дальше развивать эти магистрали, модернизировать их. Это огромный наш потенциал. И в этом законе ничего нет такого, таких страшилок, которые в кошмарном сне не приснятся, что кто-то может покуситься на Байкал или на нанесение вреда этому уникальному нашему национальному достоянию. Этого никто не позволит, и никогда на это никто не пойдёт. Речь идёт о конкретном списке объектов магистральных, иных крупных инфраструктурных проектов, которые должны обеспечить социально-экономическое развитие страны.