На бобах и санях
Олимпийцы Ванкувера — о себе и своих видах спорта
Построенная еще в начале 70-х годов прошлого века санная трасса на горе Пихтовой в Братске на долгие годы определила спортивную специализацию региона. Начиная с Игр 1984 года в Сараево представители братской санно-бобслейной школы участвовали практически во всех последующих Олимпиадах. Валерий Дудин, Наталья Лисица, Олег Ермолин, Эдуард Бурмистров, Ольга Новикова, Даниил Чабан, Евгений Зыков, Виктор Кнейб, Алексей Горлачев, Альберт Демченко, Александра Родионова, Александр Зубков... Итог — два серебра (Зубков и Демченко в 2006 году) и две бронзы (Дудин в 1984-м и Зубков в 2010-м) — может для кого-то показаться скромным, однако, увы, это все, что есть у нашего снежно-морозного региона в зимних видах спорта... Чтобы воспитывать новых олимпийцев, нужны новые спортсооружения, современная амуниция и скоростные болиды и сани — об этом шел разговор во время недавней встречи губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева с ведущими спортсменами Приангарья, трое из которых три месяца назад представляли регион на Олимпийских играх в Ванкувере. Несмотря на плотный график, олимпийцы нашли время, чтобы пообщаться с корреспондентом «Копейки».
Нужно беречь наше будущее
— Туринская Олимпиада далась нам намного проще, — считает Александр Зубков. — Была качественная подготовка. Было взаимопонимание и с наставниками сборной, и со спортивными чиновниками. Мы ехали, чтобы реально бороться за места на пьедестале, и своего добились... Сейчас в команде творилось что-то невероятное. Неграмотные кадры в федерации, некомпетентные тренеры... На Олимпиаду я ехал, занимая восьмое место в мировой квалификации в двойках и девятое — в четверках. Это худшие места в моей карьере за последние лет десять, наверное. Причем наши чиновники пытались представить ситуацию так, будто я просто разучился ездить... Но это, поверьте, не так, что лишний раз подтвердили старты в Ванкувере.
Из-за всей этой чехарды в сборной мы с ребятами вынуждены были за месяц до главного старта сезона уйти из команды и готовиться отдельно. Сами разрабатывали план подготовки, сами выводили себя на пик формы именно в феврале. Наша с Алексеем Воеводой бронза в соревнованиях двоек говорит о том, что мы все правильно делали. Наверное, и четверка, в составе которой выступали Филипп Егоров, Дмитрий Труненков и Петр Моисеев, могла побороться за высокие места. Но что об этом сейчас говорить...
Напомним, в первой попытке соревнований квартетов на олимпийской трассе в Уистере боб Зубкова перевернулся, не доехав до финиша. Причина — неполадки в рулевом механизме.
На данный момент, как считает Александр Зубков, в России подросла уже целая плеяда молодых, талантливых пилотов бобслея: Александр Касьянов (Зубков считает тезку-земляка своим преемником), Никита Захаров, Алексей Стульнев...
— Эти ребята — будущее отечественного бобслея, и обидно, если из-за некомпетентности руководителей нашего вида спорта они не смогут полностью раскрыть свой талант, — сокрушается самый именитый бобслеист России.
Сам Александр пока планирует продолжать свою спортивную карьеру. Силы говорит, есть, а примеров, когда пилоты и в возрасте за сорок успешно выступали на соревнованиях самого высокого уровня, очень много. Ему же на момент сочинской Олимпиады будет лишь 39. Кстати, выступать Зубков желает за регион, где вырос и получил путевку в большой спорт, — за Иркутскую область. Для этого необходимы две составляющие: квартира для семьи спортсмена в Иркутске и желание местных властей развивать бобслей в регионе.
— Подобная ситуация уже была в 2006 году, когда мне обещали предоставить квартиру до 1 августа, но в итоге это не было сделано, — вспоминает спортсмен. — Тогда я уехал вместе с семьей в Подмосковье. Почему вернулся? Да потому что хочу развивать свой вид спорта здесь, на родине, передавать свой опыт местным мальчишкам.
В Иркутской области и мои дочки, и жена чувствуют себя более комфортно, чем на западе. Старшая дочь Елизавета занимается в Братске санным спортом и ни о какой Москве даже слышать не хочет. Младшая, Милана, которой 7 лет, здесь ходит в школу...
Идея организации санно-бобслейного клуба в Иркутске уже давно витает в воздухе. У нас есть главное — традиции. Все остальное можно построить. А если создать хорошие условия, то многие спортсмены, я уверен, предпочтут ехать повышать свое мастерство именно сюда, а не на запад.
Олимпийская работа
Для Александры Родионовой Игры в Ванкувере стали вторыми в карьере. Прогресс по сравнению с Турином-2006 очевиден. В Италии братчанка заняла 14-е место, уступив победительнице более 4 секунд, в Канаде наша землячка финишировала шестой, а ее отставание от лучшего результата по сумме четырех попыток оказалось меньше секунды.
— По своим ощущениям я бы назвала эту Олимпиаду более зрелой, что ли, — говорит Александра. — Когда в Турин приехала, все было новым, интересным. Да и подход к самому выступлению был каким-то несерьезным. В Ванкувере все по-другому: все мысли нацелены только на результат. Быт, комфорт, какие-то события — все это в стороне. Была как бы сама в себе. Задача — отработать по полной всю эту неделю. А когда отработала, сразу уехала. Никакого глобального праздника в итоге не почувствовала — не была ни на открытии, ни на закрытии Олимпиады. Причем все это, в принципе, меня и не интересовало. Чисто профессиональный подход, как к любому другому старту.
...В санный спорт Александра пришла в девятилетнем возрасте. Привела подруга. Заманила тем, что здесь можно не только на санках кататься, но и в бассейн ходить бесплатно, и в спортзал — в волейбол поиграть. Свою же первую попытку на ледовом желобе запомнила на всю жизнь.
— Меня привезли на трассу, посадили в сани, показали, как ими управлять... и все, отправили вниз, — с улыбкой сейчас вспоминает саночница. — Я после этого спуска убежала и проревела, наверное, больше часа. Но, как видите, вернулась...
Кстати, большой скорости Александра, по ее признанию, боится по сей день. К 140 километрам в час на трассе давно привыкла, а вот когда садится в автомобиль к гонщику-водителю — чувствует себя очень некомфортно. Сама машину водить умеет, но своим транспортным средством еще не обзавелась. Да, в общем-то, пока и не стремится к этому — ощущений, говорит, и так хватает.
В России до недавнего времени равных Родионовой на ледовом желобе не было — она трехкратная чемпионка России, завоевывала и Кубок страны. А вот на международных соревнованиях особых достижений нет. Получается — есть к чему стремиться, не унывает спортсменка. Впрочем, чтобы побеждать в санном спорте, одного желания недостаточно, нужен еще и хороший инвентарь. С ним же в России беда — ведущие спортсменки гоняют, по сути, на стандартных покупных санях. В других странах на таких юниоры выступают...
Добежал до сборной
Денис Моисейченков буквально ворвался в элиту сначала отечественного, а потом и мирового бобслея. Еще пару лет назад о молодом разгоняющем с сибирской станции Зима знали разве что специалисты. А сейчас он олимпиец, член четверки, занявшей в ванкуверской табели о рангах высокое восьмое место.
В 2006 году Денис, до того постигавший азы бега на короткие дистанции на стадионе «Труд» под руководством известного иркутского тренера Владимира Караченцева (ныне, увы, покойного), сумел пройти отбор в команду бобслеистов-разгоняющих. С тех пор жизнь его круто изменилась. Сборы, тренировки, соревнования... Потом пробился в национальную команду страны, побывал во многих странах. Ездил в одном экипаже практически со всеми сильнейшими российскими пилотами. В послужном списке Моисейченкова нет только спуска со знаменитым земляком — Александром Зубковым... Прошедший сезон стал для Дениса пока самым удачным: вместе с пилотом Никитой Захаровым он завоевал серебро на чемпионате мира среди юниоров, с Александром Касьяновым финишировал в призах на этапах Кубка Европы, а с Евгением Поповым поднимался на пьедестал одного из этапов Кубка мира. Но главным для себя стартом, конечно же, считает ванкуверский...
— В то, что я стану участником Олимпиады, поверил только тогда, когда встал к ручке в первом соревновательном заезде, — признается Денис. В отсутствие Александра Зубкова, боб которого перевернулся в первом заезде, спор между двумя оставшимися российскими квартетами, которые пилотировали Евгений Попов и Дмитрий Абрамович, разгорелся нешуточный. Сражение это, правда, проходило вдали от призовых мест. В результате Попов по итогам четырех попыток обошел своего соотечественника на 12 сотых секунды. Радость от этого локального успеха вместе с пилотом разделили и его разгоняющие — в том числе и Денис Моисейченков.