
Более двух миллиардов налогов задолжали бизнесмены Иркутской области
Как известно, доходную часть бюджетов всех уровней составляют налоги.
Но, к сожалению, в нашем государстве слишком много налогоплательщиков, которые предпринимают все меры для того, чтобы уплаты налогов избежать.
Вывести коммерсантов на чистую воду пытаются полиция, налоговая служба и Следственный комитет. Как это происходит, журналистам рассказал и. о. заместителя руководителя СУ СКР по региону Ринат Ямалиев.
Мелкие предприниматели в поле зрения Следственного комитета не попадают, ими занимаются другие органы, здесь же охотятся на более «крупную рыбу». Фигурантами уголовных дел становятся предприниматели, из-за действий которых бюджет недобирает заметные суммы. Материалы в Следственный комитет поступают из налоговой службы, возбуждается уголовное дело.
За 5 месяцев этого года СКР возбудил 12 уголовных дел на сумму неуплаченных налогов в 56 миллионов рублей — сработало каждое четвертое поступившее из налогового органа сообщение.
Общая сумма неуплаченных налогов по Иркутской области составляет 2 млрд 700 тысяч рублей.
Как минимум 100 миллионов из этой суммы подпадают под действия по уклонению от уплаты налогов. Однако в ходе расследования уголовных дел в бюджет возмещены только 24 миллиона рублей. Почему так мало?
— Есть несколько нюансов, которые не позволяют взыскать средства в полной мере. Как правило, когда материалы поступают в Следственный комитет, имущества у организации никакого нет, предприятие находится либо в стадии банкротства, либо в стадии ликвидации, имущество все вывезено, либо сама организация перерегистрирована в другом регионе. Арестовать имущество, которое документально уже не находится в собственности юридического лица, сложно.
Если после возбуждения уголовного дела виновное лицо решит возместить ущерб, причиненный бюджету, выплатить штрафы и пени, то оно может избежать уголовной ответственности. С одной стороны, это должно стимулировать предпринимателей, но в прошлом году на это пошли всего два руководителя, они вернули в общей сложности 10 миллионов рублей. В этом году — вообще всего один: предприниматель вернул 1 миллион рублей. Все остальные пытаются избежать ответственности, потому что наказание за совершение налогового преступления сводится к наложению штрафа либо к условной мере, поскольку такие преступления относятся к категории небольшой или средней тяжести.
Система отсутствия солидарного привлечения к ответственности самой организации выливается в то, что учредителям выгоднее «оставить на растерзание» директора, который будет привлечен к уголовной ответственности и заплатит штраф 250 тысяч рублей, учредители же при этом сохранят несколько миллионов рублей.
Показательных примеров, которые могли бы служить профилактикой, когда человек, совершивший серьезное налоговое преступление, сел в тюрьму на длительный срок, Следственный комитет предоставить не может. Разве что уникальное дело Ходорковского, в его случае использовались транснациональные схемы по уклонению от уплаты налогов.
Между тем наказание рублем и тюрьмой — не единственные способы дисциплинировать алчных бизнесменов.
Так, СУ СК РФ по Иркутской области обратился к губернатору Приангарья Сергею Ерощенко с инициативой создания реестра неблагонадежных налогоплательщиков — фигурантов уголовных дел. Принимая решение о заключение контракта с этими фирмами, администрация области или органы местного самоуправления могли бы сверяться с черным списком.
— Сейчас проект на стадии обсуждения, но я думаю, что он будет одобрен. Мы очень часто в своей работе сталкиваемся с фирмами и предпринимателями, которые ввязываются в систему госконтрактов и не исполняют их, а страдают от этого простые люди. Ведь срывается строительство социального жилья, детских садов, школ и т. д. Предприниматели, получив деньги, бросают объекты. Поэтому в реестре будут не только уклонившиеся от налогов, но и не исполнившие контракты.
- Ринат Ямалиев: «Мы можем привлекать к уголовной ответственности только тех, кто фальсифицирует декларации о доходах. Большая часть налоговых преступлений, где масштабы исчисляются миллиардами рублей, совершаются крупными организациями-корпорациями, так вот они декларации не фальсифицируют. А используют несовершенства законодательства, регистрируют подконтрольные юридические лица в оффшорных организация, за рубежом, дробят бизнес».
