Зубной вопрос

Иркутянин отсудил 72000 рублей за некачественные зубные имплантаты

В детстве мы боимся стоматологов из-за боли, а когда вырастаем — из-за счетов за лечение. При том, что услуги дантистов недешёвые, иногда они оказываются ещё и некачественными. Но как разобраться, кто виноват в том, что после лечения всё ещё больно или некомфортно? Это организм так реагирует на вмешательство, или всё же стоит добиваться компенсации? В этом может разобраться суд, и, кстати, почти в 90% случаев, касающихся защиты прав потребителей, он встаёт на сторону потребителя.

Помните злоумышленника, о котором писал Чехов? Тот, что отвинчивал гайки с железнодорожных путей? Так вот, иркутские стоматологи пошли дальше и, чтобы снять с себя ответственность за некачественно выполненную работу, обвинили мужчину в том, что он откручивал фиксирующие болты имплантатов у себя во рту.

В марте 2015 года Евгений Иванович (имя изменено. Прим. авт.) решил «заняться зубами», дело это не быстрое, да и недешёвое. В стоматологической клинике оценили фронт работ и приступили в порядке очереди: полечили периодонтит, изготовили одну металлокерамическую коронку на зуб, отреставрировали два зуба, но остались пробелы. Некоторые зубы отсутствовали, это мешало полноценно использовать челюсть по назначению, так что было решено поставить два съёмных протеза. Не слишком дёшево, но сердито — жевать ими можно, выглядят пристойно. Если, конечно, сделаны качественно.

Вот к качеству возникли вопросы. Уже через несколько часов Евгений Иванович почувствовал, что дёсны «горят», началось жжение, боль, стали воспаляться дёсны и подмышечные лимфатические узлы. Все рекомендации доктора он соблюдал, что же такое? Значит, плохие протезы. За что только 55000 рублей заплачено?

Мужчина вернулся в клинику, требуя назад свои деньги. Стоматологи отказали в возврате, но убедили, что надёжнее будет поставить имплантаты вместо протезов, а они скидочку сделают. Операцию провели, вживили два винта на место отсутствующих зубов, на винты надели коронки, неудачные протезы забрали. Евгений Иванович заплатил клинике 40000 рублей за два имплантата, зубы — как родные, живи да радуйся!

Но что-то опять пошло не так. Десна под имплантатами воспалилась, в том году Евгений Иванович был постоянным, но не слишком желанным клиентом той стомклиники, он не менее трёх раз обращался к врачам: у него отклеивалась коронка, выворачивались формирователи – болты с резьбой. Мужчине пришлось подкручивать их самому, и один из болтов он случайно потерял в процессе. Один формирователь десны открутился не вовремя, и он проглотил деталь вместе с едой.

В 2016 году снова вернулся Евгений Иванович к старым знакомым, шатающиеся коронки попытались снять, но удалось открутить только одну. Месяц он проходил с болтающейся коронкой, а после ему заменили винты. Увы, и это не помогло: всё шаталось, качалось, два года мужчина ходил к стоматологам, пока имплантат вообще не сломался. Тут, кажется, врачи выдохнули — имплантат развалился, значит, и чинить нечего. Гарантийный срок — один год — давно истёк, а значит и деньги возвращать пациенту не придётся.

Больше на уступки стоматологический центр идти не хотел, поэтому клиент пошёл в суд. А так как самому разобраться непросто, обратился в «Центр правовой помощи людей старшего возраста», который работал на средства Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества и бесплатно оказывал юридическую помощь.

 — В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, — объяснила юрист «Центра правовой помощи людей старшего возраста» Лариса Непомнящих. — Как правило, суд поддерживает потребителя, поэтому продавец обычно старается решить всё в досудебном порядке.

Суд изучил предоставленные Евгением Ивановичем чеки и квитанции из стомцентра, сверил их с прейскурантом клиники — из бумаг было невозможно понять, за что конкретно заплатил клиент. Не смогли это прояснить и представители ответчика. Зато они обвинили мужчину в том, что он не соблюдал гигиену полости рта и тем самым расфиксировал винты коронки. Но стоматологическая клиника отказалась оплачивать медэкспертизу, которая могла бы это подтвердить. Сроки давности, как выяснилось, тоже ещё не вышли:

 — Если потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо он не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы, либо товар по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, то вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения, — рассказала Лариса Александровна.

В общей сложности стоматологическая клиника теперь должна Евгению Ивановичу 76502 рубля: 45700 — убытки, стоимость протезов и имплантатов без хирургических процедур, 5000 рублей — моральный вред, 25350 рублей — штраф за то, что ответчик не удовлетворил требования добровольно.

— Никто не застрахован от плохого товара или услуги, даже если она такая дорогостоящая, как имплантация зубов. Порой кажется, что судебная система сложная, громоздкая и недружественная к простым гражданам, но это не так. В России созданы все условия для эффективной защиты прав потребителей, — прокомментировала Лариса Непомнящих. — В этом году нас снова поддержал Фонд президентских грантов, и мы реализуем новый проект «Многофункциональный негосударственный центр по защите прав потребителей г. Иркутска». Теперь мы бесплатно консультируем клиентов всех возрастов, если это требуется — представляем их в суде, готовим документы для инстанций.

«Многофункциональный негосударственный центр по защите прав потребителей г. Иркутска» работает на базе фонда «Пульсар», тел. 8 (3952) 40-02-40, адрес: г. Иркутск, ул. Байкальская, 259/2.