«Золотое руно» Екатерины Хамгушкеевой

Осинская художница нашла творческое применение овечьей шерсти
По словам художницы, технология изготовления гобеленов пришла к ней совершенно неожиданно. И в этом новом для себя ремесле она нашла свое призвание.
По словам художницы, технология изготовления гобеленов пришла к ней совершенно неожиданно. И в этом новом для себя ремесле она нашла свое призвание.

В Усть­Ордынском национальном центре художественных народных промыслов открылась выставка «Аян тэргэ» Екатерины Хамгушкеевой (Очировой). Художница представила несколько гобеленов, изготовленных по ее собственной технологии. На связанных из овечьей шерсти полотнах она выводит кистью живописные картины. Девушки, птицы, животные, бурятский орнамент — в этих гобеленах есть все, что указывает на их особый национальный колорит. Как рассказывает художница, сюжеты для своих творений она берет из головы, и потому некоторые ее картины носят сюрреалистический характер. И правда, где еще увидишь птиц на головах восточных красавиц, барашка на плече еще одной героини и девочку, сладко спящую под покрывалом на большой тучной овце.

Случайное творчество

На открытии выставки собралось немало людей. Всех заинтриговала особая роспись полотен. Яркие краски, необычный сюжет, да и сами связанные вручную гобелены вызвали неподдельный интерес и восхищение у публики. Хотелось не только увидеть, но и пощупать вязаные картины. По словам Екатерины Хамгушкеевой, технология изготовления таких гобеленов пришла к ней совершенно неожиданно.

Однажды в Улан­Баторе она зашла в магазинчик для художников и там безо всякого повода, просто по наитию души, купила корейские акриловые краски. Возможно, они так и пролежали бы без дела, если бы Екатерина Михайловна не решила вернуться на малую родину своей мамы Ларисы Алексеевны, в Обусу. Сама художница родилась и выросла в Бурятии. Однако корни потянули ее на осинскую землю. Дома она обнаружила старинную мебель, которая принадлежала ее прабабушке и прадедушке. Конечно, за десятилетия она потеряла свой вид, и художница решила ее преобразить. Да сделала это так умело, что теперь центральное место в ее доме занимает расписная софа с золотыми поручнями, возраст которой перешагнул 120­летний рубеж.

Краски после работ остались, и при обдумывании, куда бы их еще применить, взор Екатерины Хамгушкеевой упал на старый клубок шерсти. На спицах она связала из него полотно, выстирала, высушила и пропитала специальным раствором, чтобы оно стало твердым. После загрунтовала и начала рисовать на нем. Эта работа так вдохновила художницу, что вслед за первой картиной появилась вторая, за ней третья, четвертая, пятая...

— Больше всего времени уходит на изготовление гобеленов. И порой даже не один месяц, ведь помимо этой работы есть и другие домашние дела, — говорит Екатерина Михайловна. — Первые картины я изготовила из местной овечьей шерсти, а затем уже покупала клубки. Однако в будущем я планирую все же использовать нашу обусинскую шерсть и применять бурятскую технику вязания. Она позволяет ускорить процесс создания гобеленов за счет того, что шесть не надо прясть. Она сразу вяжется крючком. Правда, для больших полотен наша шерсть не подойдет — она очень мягкая. Но я хочу в основном делать картины средних размеров, и для них она в самый раз.

Скоро начнется очередной сезон стрижки, так что свежего материала для создания полотен осталось ждать недолго. Екатерина Хамгушкеева сама умеет стричь овец и с нетерпением ожидает время, когда сможет применить свои навыки на практике.

Повинуясь интуиции

При взгляде на картины обусинской художницы у многих посетителей выставки возник один и тот же вопрос: «Откуда она черпает идеи?» Ведь некоторые из ее произведений вызывают легкое замешательство. Например, овца на плече у девушки или гордо восседающие на головах птицы.

— Это все мое воображение, — отвечает Екатерина Михайловна. — Когда я только начинаю вязать гобелен, уже точно знаю, что на нем будет изображено. Яркие образы сами приходят и крутятся в голове. Например, картина «Единение». Она так названа, потому что на ней нарисованы монголка, западная и восточная буряточки. Три красавицы, представительницы своей нации, находятся вместе и перед ними распахнут целый мир. На голове каждой сидит птица. Над западной буряткой это сова. Я изобразила именно эту птицу интуитивно, и только затем знающие люди мне рассказали, что раньше перья совы буряты держали в юрте возле дверей в качестве защиты от злых духов для маленьких детей. Орел над головой монголки нарисован потому, что в этой стране многое связано с ним. В Монголии даже существует орлиная охота на волков. А третья птичка, удод, запомнилась мне с детства, когда я жила в Бурятии и постоянно их видела вокруг. Представьте, вокруг степь, ни одного куста, дерева — все серо, и вдруг такая красивая птичка летает. Она навсегда запечатлелась в памяти, и я нанесла ее на гобелен. Вот и появляются такие сюрреалистичные картинки.

Над самой большой картиной, 1,5 на 2 метра, художница работала три месяца. На нее ушло пять килограммов овечьей пряжи и почти килограмм краски. Называется полотно «Путешествие», или «Колесо жизни». В центре катящаяся по степным просторам телега. На ней юрта, в которой находятся пять священных животных: верблюд, коза, овца, корова и лошадь. Над телегой пролетает сорока, а издали за ней наблюдает суслик. Каждый из героев этой картины символичен. Да и в целом она несет особый смысл. Жизнь кочевого бурятского народа и вечно крутящееся колесо жизни — прошлое, настоящее, будущее. Вечная дорога.

— Сорока — это вестница свежих новостей. Символ того, что людей ожидает что­то новое на том месте, куда они едут. Суслик, тарбаган — это просто любопытный зверек, который с удивлением и любопытством смотрит на путешествие телеги. Орнамент, который присутствует на телеге, я скопировала с трафарета, который лежал у меня дома. Мне он очень нравится, и я нашла ему применение. Кто­то сказал мне, что это буддийский узор, — рассказывает автор.

По ее словам, только на создание любопытного сурка понадобилось три слоя краски. Некоторые детали и вовсе потребовали 10 слоев. Однако важно и не перестараться, чтобы краска со временем не потрескалась.

Семейное наследие

В числе тех, кто пришел разделить важное событие для художницы, оказалась ее мама Лариса Очирова. Она очень гордится талантом дочери и уверена, что именно это ее призвание.

— Катя еще маленькой хорошо рисовала. Ходила в художественную школу в Новоселенгинске. Однажды она изобразила кисть руки, и получилась она у нее так четко, реалистично, что я была поражена. У меня, например, абсолютный ноль к творчеству. А вот мой братишка, Никита Шоболов, — член Союза художников России. Его сын, мой племянник Степан, тоже. Так что, может быть, действительно это дар предков. Катина дочь, моя внучка Эржена, тоже очень талантлива. Она помогает маме в работе. Именно ее рисунки животных вошли в картину «Аян тэргэ». После школы, возможно, будет поступать в Иркутское художественное училище, — говорит Лариса Алексеевна.

Можно сказать, что все члены семьи в какой­то мере помогают художнице воплощать ее идеи. Мама с ней частенько занимается покупкой шерсти, а брат Сергей, который много лет живет в Южной Корее, отправляет ей краски.

Сейчас у Екатерины Хамгушкеевой (Очировой) уже новые замыслы и планы.

— Как я уже говорила, планирую изготавливать небольшие полотна, но в данное время хочу выполнить еще одну большую работу. Это будет простая картина, без особой смысловой нагрузки, чтобы глаз на ней отдыхал. Что­то вроде расписанного ковра. Очень хочу сделать багульник. Мне нравятся его цветы. А может быть, это будет орнамент или абстракция — пока еще точно не знаю, — лукавит Екатерина Михайловна, храня содержание картины в секрете.

Пока художница не продает картины, но спрос на них есть. Почитателей ее творчества уже немало. Так что в ближайшем будущем Екатерина Хамгушкеева планирует заняться созданием гобеленов и на продажу. Чтобы они несли радость людям.