Жизнь — это череда неповторимых мгновений»

Любовь Бертакова и ее последнее интервью

15 февраля Усть-Ордынский округ омрачила печальная новость. Ушла из жизни Любовь Бертакова — замечательный человек, талантливый художник, прекрасный учитель. Ее картины, пронизанные особым теплом, душевным трепетом и вечными ценностями, хорошо известны в регионе. Многочисленные награды, дипломы лишний раз подтверждают великий талант Любови Архиповны. Уход замечательной художницы стал настоящим ударом для ценителей ее творчества, однако глубже всего он, конечно, затронул ее близких, друзей и учеников. Только они знали, каким любящим, душевным и искренним человеком она была. И останется навсегда в их сердцах.

Любовь Бертакова не раз становилась героиней наших публикаций. С ней мы говорили о творчестве, о семье, об учениках, о счастье... Абсолютно простой в общении, светлый, жизнерадостный и одновременно серьезный, вдумчивый человек — именно такой нам запомнилась Любовь Архиповна. Скорбят родные, скорбят друзья, скорбят ученики... Скорбим и мы... Проститься с Любовью Бертаковой мы хотели традиционно, дав слово людям, которые ее знали и любили. Однако затем решили: пусть Любовь Архиповна снова, в последний раз, сама расскажет о том, что любила, о чем мечтала и какие ценности она постигла в этой стремительной жизни. Слово Любови Бертаковой!

О выставке графики «Колесо жизни»:

— Когда колесо крутится, видны лишь обод и ось. Для меня это детство и старость. Лишь их я отчетливо вижу и постоянно пишу. Вы, наверное, заметили, что герои моих картин в основном старики и дети. Взрослая, зрелая жизнь — условно говоря, спицы этого колеса — почти не видна и представляется мне суетой сует. Обод — это детство, когда идет максимальное познание мира через опыт. Только ребенок умеет любить без условий, радоваться без ограничений и познает мир с искренним любопытством. А старость — это ось, когда человек возвращается к истокам.

О своих учениках:

— Я уверена, не бывает бесталанных детей. Есть дети, в которых не сумели развить талант. Совсем не обязательно выпускнику художественной школы становиться художником или скульптором. Если он станет просто гармонично развитым человеком, без комплексов и чувства неполноценности, — актером, педагогом, столяром, парикмахером — с изюминкой, с искрой в глазах, с фантазией и чувством юмора, то мы можем считать, что наша миссия выполнена сполна. А самый безотказный ключик к душе и талантам любого ребенка — это любовь. Большая, терпеливая и безоговорочная любовь, и обязательно искренняя, потому что дети не терпят ни малейшей фальши.

О семье и родине:

— Мой папа очень хотел, чтобы я стала художником, и я с детства связывала себя с этой профессией. Мамы не стало, когда мне было четыре года, и всех воспитал отец. За это я ему очень благодарна. Скорее всего, во мне сконцентрировалось и выплеснулось все творческое, что поколениями копилось в нашем роду. Я чувствую это, ведь сама я очень привязана к своей семье и тому месту, где родилась. Помню, когда жила и работала в больших городах, меня все равно тянуло домой, словно я оставила там что-то важное. Поэтому вернулась и не пожалела, ведь мне кажется, что родная земля подпитывает меня творчески. Интересная история у картины «Возвращение». На ней изображен мой дед. Он и его семья уехали искать свое счастье в Монголию. Дед так и не смог вернуться на свою родину. Я никогда не видела его. Но нарисовала, по словам родственников, очень точно. Считаю, что вернула его домой.

О работах на байкальской гальке:

— Что к этому привело? Может быть, долгие размышления о природе камня. Он, по моему мнению, такой же живой организм, как человек или птица, только наделенный своим чувством времени. В языческие времена камню поклонялись. Он каким-то непостижимым образом связан с людьми, проживающими с ним в соседстве. Их связывает одна пластичность и обтекаемость. Для меня он интересен двумя моментами — своим началом и старостью. Люди, как и камни, рождаются острыми и угловатыми, но проходит время, и волны жизни делают их гладкими и уютными. Вот они, камни, лежат гладенькие и безобидные. Человек, если его душа способна к росту, рано или поздно станет таким же. В противном случае счастливым не станешь.

О материальном:

— Вы хотите узнать, кормит ли нас наша профессия? Что вы, Бог с вами! В наших условиях это вряд ли возможно. Знаете, лично для меня мои произведения — это как мои дети. А разве детей можно как-то оценить, они для меня бесценны. И дело не только, скажем так, в расходных материалах, которые достаточно дороги, дело в душе, которую ты вкладываешь в свое детище. Если ставить дело на поток, то это уже просто ремесло, и такая девальвация неизбежна, если пытаться прожить на это. В этом отношении мы, преподаватели, счастливые люди. Мы сами рисуем, учим этому детей, то есть занимаемся любимым делом, а нам за это еще и платят. Сами мы считаем, что, занимаясь педагогикой, нельзя забывать работать над собой. Надо развиваться, создавать что-то, участвовать в выставках.

О жизни:

— Жизнь — это череда неповторимых мгновений, каждое из которых очень дорого сердцу. Они как наброски, которые делает художник, сохраняются в памяти. Вокруг столько неисчерпаемых тем — бери и твори! Останавливай мгновения сколько душе угодно!