Жалуйтесь, но лучше не надо

Зачем был введен штраф за длительный прогрев автомобиля в жилой зоне
 На днях одна подписчица популярного паблика в «ВКонтакте» призвала не греть моторы близко к жилым домам, и тут же на нее обрушились тонны ненависти, хамства и оскорблений от граждан с определенным менталитетом, которые считают, что законы и правила придуманы для лохов. Дискутировать бесполезно
На днях одна подписчица популярного паблика в «ВКонтакте» призвала не греть моторы близко к жилым домам, и тут же на нее обрушились тонны ненависти, хамства и оскорблений от граждан с определенным менталитетом, которые считают, что законы и правила придуманы для лохов. Дискутировать бесполезно

Привычная картина. Машина пустая, мотор работает. Эту «Тойоту» «Пятница» засекла во дворе дома на улице Аэрофлотской в Иркутске. Машина стояла с заведенным двигателем в пяти метрах от окон минут сорок, испуская клубы дыма. Что интересно, местные бабушки возмущались, но полицию вызвать побоялись
Привычная картина. Машина пустая, мотор работает. Эту «Тойоту» «Пятница» засекла во дворе дома на улице Аэрофлотской в Иркутске. Машина стояла с заведенным двигателем в пяти метрах от окон минут сорок, испуская клубы дыма. Что интересно, местные бабушки возмущались, но полицию вызвать побоялись

В прошлом году Госдума приняла закон, вносящий поправки в КоАП РФ, согласно которому автомобиль с включенным двигателем может стоять в жилой зоне не более 5 минут. Штраф за превышение времени прогрева машины составляет 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге — 3000. «Пятница» решила узнать, как поправки применяются на практике, и пришла к неутешительным выводам.

Эта проблема приходит в наши дворы вместе с холодами. Многие владельцы сейчас оставляют свои автомобили на ночь возле домов, а утром прогревают их. Почти на всех машинах есть сигнализация с функцией дистанционного запуска. Очень удобная штука: нажал кнопку — и мотор запустился. За 30 минут, что авто прогревается, можно спокойно собраться, выпить кофе. И сесть уже в теплое кресло. Хорошо! Но есть одно большое «но». Как думаете, что происходит, если во дворе не одна машина греется полчаса, а двадцать? Сколько выхлопных газов они выпустят рядом с окнами и детскими площадками? А если там автобус или грузовик? Что получится, если подсчитать выхлопы от прогрева десятков тысяч автомобилей?

Возможно, выхлопы не были бы столь большой бедой, но Иркутск находится в зоне температурных инверсий, то есть зимой, когда нет ветра, в атмосфере над ним возникает так называемый запирающий слой, способствующий накоплению вредных примесей в нижнем слое и образованию смога. Воздух застаивается, в результате город буквально утопает в плотном смоге.

Между тем в статье 17.2 Правил дорожного движения говорится, что в жилой зоне запрещается стоянка с работающим двигателем. Речь идет именно о стоянке, то есть преднамеренном прекращении движения автомобиля на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой.

На интернет-портале «Дром» проблему прогрева автомобилей обсуждали еще задолго до поправок в КоАП. Многие участники дискуссии были настроены скептически. По их словам, в условиях сурового климата Сибири запрет все будут игнорировать. Вот их аргументы:

«Если поехать на непрогретой машине в минус 30, окна заледенеют, соответственно ничего не видно и поездка откладывается до тех пор, пока стекла не отойдут, а отойдут они только после прогрева авто».

Однако, что удивительно, большинство комментаторов в принципе согласны, что греть машины под окнами плохо. Читаем:

«На Западе давно такой закон, включая скандинавские страны, где сигнализации с автозапуском под запретом».

«В моем дворе соседи прогревали с 5 утра микроавтобусы «Истана» и «Азия Космос». Невозможно было открыть форточку — кашель давил от выхлопов. В дворах-колодцах новостроек авто стоят рядами, и когда даже часть их начнет прогреваться по 10 минут, мало не покажется».

«Даже мини-грузовики японские, особенно старые 90-х годов, коптят будь здоров».

«Раньше стоянка автомобилей ближе 15 м к жилому дому была запрещена. А сейчас все поближе жмутся, чтоб выйти с подъезда и сразу шагнуть в автомобиль. Стоят и пыхтят под окнами».

«Если у меня под окнами будет стоять какая-нибудь п…лка, я ее точно сдам».

«В нашем околотке даже до прокуратуры дошло. Человек на время притих, сейчас опять воняет. В частном секторе это беда, полно грузовиков всяких и т. п., как начнут прогреваться утром, караул. Плюс еще идиоты на субарах, со своими турботаймерами».

Дромовцы также пишут про провода с розетками и вилками, протянутые из окон, через которые приходится перешагивать. Опасная штука. Тут же советы, как прогреть машину, не загрязняя воздух.

«Ставьте автономные подогреватели и не жлобтесь на экологии, будьте людьми».

«Настраивайте автопрогрев на работу двигателя 4 минуты 55 секунд».

«Выход в виде автономки или электрокотла. При такой цене бензина эти приблуды достаточно быстро окупаются».

Но главное, на что обратили внимание комментаторы: отсутствие механизмов реализации закона по защите прав на благоприятную окружающую среду. Вот что пишут иркутские дромовцы по этому поводу:

«Написали бы, куда звонить и какую доказательную базу надо предоставить, чтобы наказали «нарушителя». Я бы и позвонил, и зафотал, и записал, и еще что нужно сделал. Я вообще за то, чтобы законодательно очистили дворы от машин, например нельзя бы было иметь авто, не имея места на стоянке или гаража/собственного дома».

«Закон хороший, но, к сожалению, в России законы не соблюдаются. Жители первых этажей по-прежнему будут травиться выхлопными газами».

«В Европах этот закон хорошо работает потому, что там не то что не зазорно, а вполне нормально стучать на соседа, который нарушает закон. А у нас за такие проявления гражданской сознательности можно легко схлопотать по мордасам».

Сейчас поправки приняты, но ГИБДД их никак не комментирует. На официальном сайте ведомства об этом ни слова! То есть закон принят, а Госавтоинспекция, призванная обеспечить его исполнение, ушла в глухую оборону. Законы принимаем, а как они будут реализовываться — дело десятое.

Иркутский экоактивист Виктор Мерзляков однажды попытался вызвать полицию, чтобы зафиксировали превышение времени прогрева, и вот что из этого вышло:

— Приехали, позвонили и спросили, есть ли у меня автомобиль. После сказали, что если бы был, то я бы понял водителей и сам бы прогревал. Лет пять назад писал в ГИБДД через сайт, приглашали давать объяснения, просили и требовали прекратить обращения. Но эффект был.

Виктор постоянно мониторил сайт ГИБДД, чтобы понять, как контролируются эти нарушения, но ничего не нашел.

— Я не слышал о такой работе, ее, видимо, нет. На сайте инспекции и в СМИ я не видел предостережения от ГИБДД о недопустимости такой стоянки... Проблема возмутительная, важная и она не только в токсических выбросах, но и в вибрации, шуме (урчании). Страдают не только первые этажи. Почти все страдают: выхлопы и пыль поднимаются.

«Пятница» попыталась разобраться в этом вопросе с помощью пресс-службы региональной ГИБДД. Комментарии были более чем скупы.

— В соответствии с Правилами дорожного движения стоянка транспорта с работающим двигателем в жилых зонах запрещена. За это предусмотрена ответственность, — сообщил начальник отделения пропаганды и безопасности дорожного движения отдела ГИБДД Иркутска Антон Куриленко.

Хорошо, запрещена, но как действовать простому гражданину? В некоторых СМИ советуют использовать обычный алгоритм: заметили во дворе коптящий автомобиль — зафиксируйте его на видео с помощью смартфона. На записи должен быть виден номер машины и дым из выхлопной трубы, слышен шум мотора. Также должно быть понятно, что авто стоит в жилой зоне более пяти минут. Затем видео необходимо опубликовать в интернете (на любом видеохостинге), а ссылку на него направить на сайт МВД. Срок давности по таким жалобам не должен превышать двух месяцев. Если вы не хотите светить свое имя, можно это делать анонимно, но тогда вы не сможете отследить ход рассмотрения.

Вроде все понятно. Но совершенно очевидно, что зафиксировать нарушение и выложить его в сеть смогут только экологически мотивированные граждане, которые более-менее владеют компьютерными навыками. Вряд ли это по силам пенсионерам, которые больше всех страдают от выхлопов, так как сидят дома.

Вопрос: зачем и для кого тогда приняли этот закон? Он как бы есть, но что с ним делать — решительно непонятно. По версии «Пятницы», это одна из норм избирательного применения. То есть для определенных социально активных граждан после их многочисленных обращений к депутатам Государственной думы. Депутаты — они, конечно, за экологию. Вот вам — получите-распишитесь поправки и новый штраф. Результат как в поговорке: и овцы целы, и волки сыты. То есть закон вроде есть, кому надо — применяйте, а всем остальным от него ни жарко ни холодно. Грели, греют и будут греть, отравляя нам воздух.

Дышать нечем

«Пятница» призывает граждан не ждать милостей от ГИБДД, увидели нарушение — фиксируйте и жалуйтесь. Ситуация на самом деле серьезная. Откройте сайт Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и посмотрите раздел, где представлено содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на территории области. Данные мониторинга обновляются ежедневно. К примеру, с 12.00 26 ноября до 12.00 27 ноября в Иркутске были зарегистрированы превышения максимальных разовых и среднесуточных концентраций вредных веществ по диоксиду азота в 1,9 раза; по бензапирену в 20,2 раза. Кстати, бензапирен относится к первому классу опасности, это сильнейший канцероген. На сайте ведомства говорится, что уровень загрязнения воздуха в Иркутске «очень высокий». Основные источники загрязнения — предприятия теплоэнергетики, строительной, деревообрабатывающей отраслей, мелкие котельные и дома с печным отоплением, а также (внимание!) автомобильный и железнодорожный транспорт. Изучите внимательно эти цифры, и у вас уже не будет вопросов, нужно или нет бороться с любителями греть автомобили в наших дворах. Дышать и так нечем!