Завтра в школу

Как готовят детей с аутизмом к обычным урокам в дистанционном режиме
На фото — первоклассник Владислав Зайченко, участник проекта «Скоро в школу». Дистанционные уроки на основе поведенческой терапии помогли мальчику подготовиться к учебному году и пройти азы школьных предметов, вроде чтения, письма и счета
На фото — первоклассник Владислав Зайченко, участник проекта «Скоро в школу». Дистанционные уроки на основе поведенческой терапии помогли мальчику подготовиться к учебному году и пройти азы школьных предметов, вроде чтения, письма и счета

Как только стало известно, что иркутские школы начнут работать в привычном очном формате, родители и учителя выдохнули с облегчением: польза от уроков в онлайн-режиме вызывала у всех большие споры. Особенно волновались родители будущих первоклассников — как-то их чада вольются в школьную жизнь без соответствующей атмосферы? Но если даже обычному ребенку бывает сложно адаптироваться к урокам в классе, то представьте, какой это трудоемкий процесс для детей с нарушением психического развития. В Иркутске некоммерческая организация «АПЦ «Рассвет», созданная родителями детей с ментальными нарушениями, работает над проектом «Скоро в школу». Педагоги центра готовят первоклашек с диагнозом «расстройство аутистического спектра» не только к урокам, но и к общению с учителями и одноклассниками.

Подготовка к школе детей с аутизмом имеет свои особенности, здесь недостаточно выбрать форму и скупить всю канцелярию в магазине. Для грамотной помощи одному ребенку часто привлекают сразу несколько специалистов: логопеда, дефектолога, психолога и т. д., чтобы проработать проблемы с речью, поведением, коммуникацией. В этом году в Иркутской области из-за режима самоизоляции подготовительные курсы и развивающие центры были закрыты. Но в то же время в адаптационно-педагогическом центре «Рассвет» стартовал проект «Скоро в школу» при поддержке благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Проводили его, разумеется, в дистанционном формате. Всего в проект попали 10 ребят из Иркутска. Педагоги центра с помощью коррекционной АВА-терапии начали формировать у своих воспитанников учебное поведение, академические и бытовые навыки, необходимые для школьной жизни. По ту сторону экрана своих детей активно поддерживают родители, некоторым пришлось принимать непосредственное участие в занятиях — рука в руке. Зато они лучше узнали, как работать с ребенком дома.

— Обучение проходит индивидуально и в малых группах — по 4—5 человек. Практика показала, что дети могут заниматься через экран компьютера, и такое обучение принесло существенные результаты, материал усваивается. Например, наш 8-летний воспитанник Иван, не использующий речь, научился печатать на компьютере и отвечает на вопросы с помощью электронного приложения «PECS 4+», — рассказывает Елена Михеева, один из кураторов и педагогов центра. — Минусом стало отсутствие живого общения, эффекта адаптации к школе мы не получили. Но при этом дети не растеряли уже освоенные ранее на очных занятиях навыки и научились ждать своей очереди, выступать учителями по отношению друг к другу, выполнять совместно учебную деятельность.

В соцсетях центр выкладывает видео­ролики с дистанционных занятий. На них улыбчивые или в меру серьезные дети отвечают на вопросы наставников, выбирают правильные ответы в презентациях и знакомятся со школьной атрибутикой: доской, указкой, партой, рюкзаком и другими нужными вещами. Глядя на эти уроки, не скажешь, что дистанционный формат обучения сложный, но сотрудники «Рассвета» так не считают.

— Перед каждым занятием нам нужно продумывать, как замотивировать ребенка весь урок находиться у экрана, какие поощрения ему подойдут, как выстроить задания… Одно полноценное двухчасовое занятие в центре теперь приходится делить на несколько этапов, иначе ребенок не высидит столько у компьютера, — говорит Екатерина Родыгина, председатель правления АПЦ «Рассвет». — Кроме того, у родителей не было дома достаточного учебного материала, поэтому заготовки для творческих занятий, карточки, мотивационные игрушки мы передавали нашим воспитанникам с волонтерами.

— Мой сын Владислав в этом году поступает в общеобразовательную школу в поселке Молодежном. У него синдром Аспергера, то есть он испытывает трудности в социальном общении. До участия в проекте сын в школу не хотел идти. Теперь хочет, и это заслуга педагогов. Влад научился работать в группе, взаимодействовать с другими детьми, узнал о школьной жизни много нового. Конечно, ему еще многое предстоит узнать и попробовать на практике, но начало положено, — делится переживаниями Светлана, мама одного из воспитанников центра.

В этом учебном году начальные школы Иркутской области пополнятся на 36 тысяч 700 учеников. Около 10 тысяч первоклассников ожидают школы Иркутска, и больше двух тысяч отправятся в школы Иркутского района. Среди них и дети с различными ментальными нарушениями. Кто-то пойдет в коррекционные учреждения, кто-то в общеобразовательные. Остается надеяться, что инклюзия будет развиваться и не только детей с особенностями развития будут готовить к школе, но и школу тоже подготовят к самым разным ученикам.

Что такое ментальное расстройство

Гиперактивность, задержка речевого развития, расстройство аутистического спектра, умственная отсталость, эпилепсия, клиническая депрессия и десятки других диагнозов входят в понятие «нарушение психического развития», или «ментальное расстройство». С каждым годом «особенных» детей становится все больше. Согласно данным ВОЗ, психические отклонения имеются у каждого пятого человека на планете. У этих людей бывают трудности в общении, нетипичное поведение, привлекающее всеобщее внимание, различные фобии и сенсорные перегрузки, которые ограничивают способность человека работать или обслуживать себя, а также осложняют процесс интеграции в общество.

Рубрики :