Закулей: по следам легенд и старинных обрядов

В селе выбирают своего президента и учат традиционным играм в говяжьи косточки

Так сложилось, что Унгинская долина стала прародительницей многих известных мастеров народного творчества, устной поэзии, сказителей-улигершинов. Поэтому испокон веков она богата народными преданиями, былинами и сказками. У каждой горы, местности есть своя необычная история, о которой с удовольствием поведали миру знаменитые улигершины. Вечерами они частенько собирались вместе для того, чтобы посоревноваться в искусстве красноречия, изящной словесности, и местное население, устав от привычных забот и хлопот, с удовольствием внимало каждому их слову. Старинное село Закулей, расположенное в той долине, не стало исключением. Здесь родились известные ученые, сказители, фольклористы, а также сильные шаманы, за помощью к которым обращаются не только жители района, но и со всей области. Жители села по сей день чтут традиции своего народа и сохраняют местный фольклор. 

Школа объединила улусы 

Старинное бурятское село Закулей расположено между невысоких холмов. По старинному преданию, в те времена, когда здесь никто не жил, на этом месте совершались жертвоприношения — религиозный обряд шаманистов. Поэтому впоследствии селение и получило название Закулей. Это слово с бурятского «зухэли» означает шкуру жертвенного животного с головой и ногами, воздетого на длинный березовый шест. Все улусы располагались в двух-трех километрах друг от друга и жили самостоятельно.

Однако со строительством школы, 116 лет назад, они решили объединиться и жить вместе для того, чтобы их детям не приходилось ежедневно натаптывать километры дорог. В первые годы население по-прежнему вело обособленное хозяйство, однако когда все улусы окончательно переселились и осели, в 1929 году они объединились в коммуну «Коминтерн», которая просуществовала недолго и спустя два года была реорганизована в сельхозартель «Красный Закулей».

— В те годы было актуально включать во все названия слово «красный». Это был символ советской власти. Артель входила в состав 2-го Олзоевского булучного совета, — рассказывает Виктор Салданов, старейший житель Закулея. — В 1933 году был организован первый колхоз, получивший имя Разумова. Это был первый секретарь иркутского обкома партии. Затем колхоз переименовали в «Унгинский скотоводник». С 1935 года хозяйство стремительно росло и стало процветать. Сюда завезли племенных коней из Бурятии, коров симментальской породы. Возводились хозяйственные постройки: коровники, телятник, роддом, стайки и многое другое. Колхоз занимался производством зерна, молока, мяса, шерсти. Все это было поставлено на высокий уровень. С 1967 года хозяйство стало носить имя Ербанова. Благодаря своим показателям, добросовестному труду людей и плодородным землям колхоз стал миллионером. И процветал много лет. В колхозе насчитывалось более 1500 овец, столько же крупного рогатого скота, включая 550 дойных коров. Табуны лошадей доходили до тысячи голов, они паслись вплоть до Первомайска, до самых склонов гор. Пахотные земли составляли 21,5 тысячи гектаров.

Стрижка по-оренбургски 

С конца 60-х и по 80-е годы в Нукутском районе бурно развивалась овцеводческая отрасль. Поголовье неуклонно росло, и в одном только Закулее в год стали держать до 12 тысяч овец. Шерсть состригали, прессовали и отправляли вагонами и на машинах на Улан-Удэнский тонкосуконный комбинат.

Мясо поставляли на мясокомбинаты Иркутска и Усолья-Сибирского, молоко — на Тангутский маслозавод. В хозяйстве имелись в ту пору три молочно-товарные фермы, два зерносклада, полностью оснащенные оборудованием для обработки зерна, несколько кошар, гаражи.

Самым горячим сезоном для закулейцев было лето, а точнее время стрижки овец. К работе подключалась вся местная молодежь и школьники. Одновременно они обучались стригальному делу — этот труд был в особом почете. Именно в этом хозяйстве впервые в иркутском регионе был введен оренбургский метод стрижки овец. Мастера стрижки в разное время неоднократно становились чемпионами зоны Сибири.

С процветанием колхоза село получило свое развитие. Активно возводились дома, социальные объекты, строились дороги. Мирная жизнь селения продолжалась вплоть до перестройки. Затем все стало постепенно рушиться. Денег не хватало, и в хозяйстве под нож стали пускать поголовье. Однако вырученные средства не покрывали даже расходов на ГСМ. Пахотные земли начали стремительно сокращаться, так же как и поголовье скота. И за считанные годы от прежнего процветающего колхоза остались только заброшенные руины и светлая память. По мнению населения, в то время просто не нашлось мудрого, хорошего и крепкого руководителя, который смог бы выстоять в это нелегкое время и не позволил бы привести колхоз к упадку. Все, что можно было, люди забрали на собственные нужды в личное подсобное хозяйство.

Первые подснежники и томатная улица

Историю родного края в Закулее не забывают и стараются ее сохранить. Сотрудники местного Дома культуры прививают детям любовь к родному языку, к народным обычаям и традициям. А таковых здесь немало. Село известно своими шаманами, сказителями, фольклористами, музыкантами и учеными. Среди них Яков и Николай Болдоновы, Матвей Хангалов, Папа Тушемилов... Возможно, благодаря им закулейцы знают немало легенд и былей, связанных с местными достопримечательностями

Так, например, одна из местностей носит название Ункей. С бурятского «унхээ» означает «вонючий». Есть две версии такого специфического названия. Первая говорит о том, что когда мимо этого места проезжали люди, оттуда доносился запах сероводорода и все говорили: «Фу! Унхээ!» Вторая версия рассказывает о том, что один заезжий парень решил жениться на местной девушке. Закулейские парни не захотели ее отдавать и измазали стремена и сбрую коня человеческими экскрементами. Парень сел на жеребца, поскакал и стал кричать: «Унхээ!» Так и уехал без невесты.

Еще одна местность называется Ургата, что переводится как «подснежник». Здесь появляются самые первые подснежники, которые произрастают в большом количестве. Места Тархай и Мансатан получили названия от имен богачей, которые держали свой многочисленный скот в этих местах. Недалеко от села есть лиственничная гора. Вековые деревья являются свидетелями многих событий, и поэтому принято считать, что там нельзя ходить и пилить лес. Рассказывали, что один житель в годы войны срубил там дерево и спустя совсем короткое время заболел и умер.

Вокруг Закулея находится немало гор, и каждая из них хранит легенду. Есть такое предание, что каждое высокое место имеет свое назначение. По сказаниям бурят, каждый великий человек после смерти превращался в гору.

До сих пор здесь существует и аэродром. Правда, сейчас это только местность. В советское время для опыления полей сюда направлялись кукурузники, и место их дислокации находилось неподалеку от Закулея. Главной достопримечательностью села считается побережье залива Братского водохранилища — Тархай. Оттуда открывается красивый панорамный вид, а также это культовое место для проведения тайлагана. В будущем там планируют установить беседки и организовать место для отдыха. Считается, что из камней этой местности в свое время отстроили белокаменные здания Дома культуры и школы. Там же находится и заброшенный маяк. К слову, в округе Закулея их три. Когда-то, возможно, они освещали путь странникам, но об этом история села умалчивает.

Забавное название носила и одна из улиц села — Томатная. В те времена, когда в стране был сухой закон, здесь перегоняли самогон из томатной пасты. Сегодня она переименована, но старожилы нет-нет да и вспомнят прежнее название. И улыбнутся.

Национальные игры

В Доме культуры совсем небольшой уголок отведен для музея села. Там хранятся старинные сапоги, которые местные жительницы сами изготавливали вручную из кожи, меха и ткани. На соседних полках находятся и экспонаты былого достояния колхоза. В 1989—1999 годах работники передового хозяйства десять раз становились чемпионами района и три раза победителями окружных соревнований по футболу. Тут же, по соседству, находится и переходящее красное бархатное знамя.

В будущем этот уголок планируют обустроить под полноценный музей, где будут храниться не только исторические реликвии, но и изделия мастеров народного творчества. Как отмечают закулейцы, умельцев у них хватает. Дарима Шапхаева, например, несколько лет изготавливает изделия из войлока. Из ее талантливых рук выходят теплые носочки, варежки, подследники, жилетки, коврики. Для детей она мастерит войлочных куколок, сказочные домики, хозяйственные постройки в миниатюре.

— У нас до сих пор в личных хозяйствах держат много овец, а шерсть, к сожалению, сейчас совсем не востребована. Многие после летней стрижки ее выбрасывают. Теперь я ее собираю, вычесываю, стираю несколько раз, обрабатываю и снова вычесываю и таким образом готовлю ее к работе. На самом деле это очень интересное занятие, главное научиться. Сейчас я выезжаю со своими поделками на выставки, продаю их или дарю своим родственникам и друзьям. Особенно всем нравятся носочки, подследники и рукавички, — говорит Дарима Шапхаева.

Учат детей в клубе и национальным бурятским играм. Такой, например, как шагай-наадан — игра в лодыжки. Она похожа на современный боулинг, только вместо шаров и кеглей используются говяжьи косточки. Более мелкие из них используются в игре шурэлгэ. Их нужно ловить на лету. Для этого необходимы проворство и смекалка.

По словам работников Дома культуры, население в Закулее активное — и дети, и взрослые. Многие участвуют в творческих коллективах: «Наран Сэсэг», «Молодость Унги» и «Унгинские напевы». Много лет они занимают призовые места в районных, областных, международных и республиканских конкурсах. В репертуаре — старинные ритуалы: обряд облавной охоты, обряд рождения, зарывания последа или саламатный ехор.

— В давние времена, когда у бурят рождался ребенок, его послед закапывали в углу юрты. Для этого там выкапывали ямку, стелили овечью шерсть, на нее сыпали муку, капали топленым маслом, клали зернышки, монеты, шелковые ленты, хлеб — все, что символизирует здоровье, долголетие, благосостояние, долгую и счастливую жизнь. Все это под благопожелания, песни зарывают в землю, — описывает один из обрядов Дарима Шапхаева.

Кроме того, есть здесь свои вокальные коллективы, солисты. В рамках проекта «100 модельных домов культуры» было приобретено новое световое, музыкальное оборудование, одежда для сцены, ростовые костюмы, мебель и многое другое. Так что все условия для процветания творческой жизни Закулея имеются.

Свой собственный президент 

В центре села находится школа. Двухэтажное белокаменное здание с колоннами расположено у подножия Красной горы. В свое время шаманы говорили, что не нужно было ее там строить, поскольку хозяин горы сердится за это и может навредить. С этим жители связывают то, что школу опоясывает овраг и ученики добираются до нее через деревянный мостик.

В учебном заведении существует своя методика преподавания. Здесь поощряют самостоятельность, и поэтому организована собственная школьная страна во главе со своим президентом и премьер-министром. Классы при этом условно зовутся городами. Раз в два года школьники выбирают руководство своего маленького государства, которое в свою очередь определяет кабинеты министров: министра образования, культуры, спорта, печати и правопорядка. Доброй традицией стал и ежегодный день самоуправления. Дети сами проводят уроки, классные часы.

— Результаты налицо. За последние годы у нас заметно улучшилась дисциплина, дети стали более инициативными и самостоятельными. В прошлом году у нас выходила стенгазета «Колючка», в которой каждую неделю изобличали нарушителей порядка, рассказывали о последних новостях. В этом году, я думаю, мы продолжим эту практику, — говорит Клавдия Далбаева, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

В прошлом году учебное заведение отметило 115-летний юбилей. В качестве одного из подарков школе презентовали пневматические винтовки и макет автомата Калашникова. Их сразу же и обновили. Все село участвовало в соревнованиях по стрельбе из пневматики, разборке и сборке АК-47. В этом году состязания вновь пройдут и дополнят большую копилку добрых традиций.

Впрочем, Закулейская школа всегда отличалась спортсменами. Здесь воспитывались мастера спорта и чемпионы по волейболу и вольной борьбе. Единственное, чего не хватает школьникам — просторного спортивного зала. Тот, что имеется, не подходит ни по одному стандарту. Из-за низких потолков пол пришлось углубить на полметра, однако и это не спасает. Мини-спортзал не позволяет спортсменам полноценно готовиться к соревнованиям.

— У нас была договоренность с правительством области о строительстве спортивного комплекса. Были проведены геодезические работы, почти подготовлена ПСД, однако сейчас все застопорилось. Денег нет в бюджете, и пока неизвестно, будет ли у нас новый спортзал. Дети о нем мечтают, но своими силами мы, конечно, не справимся, — рассказали в школе.

Благосостояние растет

Сегодня в Закулее проживает порядка 1000 человек, среди которых немало и молодых семей. После развала колхоза основная часть населения занимается личным подсобным хозяйством. Хотя в последнее время здесь появились и фермеры. Благодаря областным программам у них появилась возможность приобретать сельхозтехнику, обрабатывать поля, выращивать скот.

— Можно сказать, что у нас жители живут хорошо, благосостояние растет. Мини-тракторы имеются через каждые два двора, грузовой, легковой транспорт. По «Народной инициативе» отремонтировали стадионы, спортивные площадки, провели уличное освещение, установили детские площадки. Понемногу ремонтируем дороги. В этом году проведем ремонт фасада здания Дома культуры, — рассказывает Аделия Иринцеева, глава МО «Закулей».

Сейчас главная задача — оборудование мест под ТБО. В селе планируют установить несколько площадок под контейнеры, для того чтобы народ по старинке не выбрасывал отходы где попало.

— Кроме того, в планах ремонт водокачек, отсыпка подъездных путей к водозабору, а также ремонт обелиска и обустройство панорамы умершим ветеранам в мирное время и труженикам тыла. В этом году, к юбилею Победы, нам, к сожалению, не удалось выполнить эти работы, однако в ближайшее время мы займемся этим вплотную, — говорит Аделия Иринцеева. — Население также активно принимает участие в жизни села. Несколько раз в год мы выходим все вместе на уборку улиц. Все понимают — будет ли наше село чище и лучше, зависит от каждого в отдельности.