Закрыть стариков в стайке

Древние обычаи бурятского народа возрождают в Осинском районе

Осинский район по праву считается удивительным местом. Осинцы чувствуют глубинную связь со своей землей и своим родом, им удается сохранять самобытную культуру в первозданном виде. Сегодня здесь возрожден древний обряд Хотонхо хааха, название которого на русский язык можно перевести как «Закрытие стариков в стайке». А в селе Ирхидей в этом году впервые за 30 лет прошла широко известная ранее «Сметанная вечеринка», во время которой было сварено три котла национального блюда — саламата.

Орел — священная птица

— У нас есть мечеть, открыта церковь, — говорит мэр Осинского района Виктор Мантыков, — но что касается исконной религии западных бурят, то у нас сильны традиции шаманизма. Наш район — единственный, куда не проник буддизм. Зато в каждом населенном пункте есть шаманы. Их способности являются своего рода геном, который передается от предков. Этот дар трудно назвать благословением — скорее это тяжкое бремя и огромная ответственность.

Виктор Михайлович по образованию историк, работал учителем и директором Обусинской средней школы, возглавлял Боханский филиал БГУ, доцент. Говорит, что ему понятны традиции любой религии, однако сам он, как коренной житель, исповедует шаманизм.

— В моей семье тоже были шаманы, я тоже посвященный, — признается Виктор Михайлович. — Обряды провожу только для себя и своей семьи. Для того чтобы помогать другим людям, нужно иметь особую силу, а она дается не каждому.

Глава района вспоминает, что даже в советское время здесь не отказывались от национальной религии. Пусть не в таком масштабе, но проводили обряды и тайлаганы (молебны). Сегодня в районе даже создана общественная организация шаманистов «Бурдэг», куда может войти любой желающий исповедовать эту религию.

— Бурдэг в переводе на русский означает «орел», — поясняет Виктор Михайлович. — Орел считается священной птицей у многих бурятских родов. Хорошим знаком считается появление орлов в небе во время проведения обряда. Это значит, что духи обратили на людей внимание и будут помогать.

Основа бурятского шаманизма — это обожествление сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов. Повлиять на них (обеспечить благополучие, отвратить беду) можно с помощью особых людей — шаманов. Считается, что шамана избирают духи, которые принуждают его к практике. Избрание сопровождается особым психологическим состоянием, его еще называют шаманской болезнью. Передача может быть как по отцовской, так и по материнской линии. Помимо этого существует «небесное избрание», или отогой буудал удха. Этот вид избрания по наследству не передается.

— Так было всегда, — продолжает Виктор Мантыков. — К сожалению, сейчас появилось множество людей, которые не имеют никакого отношения к шаманизму, их цель — получить деньги, а не помочь людям. Понятно, что люди обращаются к ним не от хорошей жизни, поэтому готовы отдать любые суммы за предлагаемое исцеление. Я знаю, что за услуги просят по 100—200 тысяч рублей. Но такого быть не должно, шаман не может назначать цену. Еще сто лет назад шаманы были одними из самых бедных, свою работу делали практически бескорыстно.

Когда просят о помощи — отказывать нельзя

— Отец всегда учил меня: «Тебе кусок хлеба, кусок мыла дали — ты должен провести обряд!» — говорит Спас Спасов, шаман из села Ирхидей. — Нельзя на человеческой беде наживаться.

Спас Алексеевич стал шаманом после смерти отца — Алексея Тарасовича. Рассказывает, что с детства присутствовал на всех обрядах, хотя стать шаманом не стремился. Долгое время работал в школе, преподавал уроки технологии и ОБЖ, был директором школы и главой администрации. Но пришлось пережить «шаманскую болезнь» — месяц пролежал в больнице, прежде чем наконец принял посвящение. После пришлось оставить основную работу, так как времени на нее просто не осталось.

Сегодня Спас Алексеевич считается одним из сильнейших шаманов не только в районе — каждый день к нему за помощью обращаются люди, которые приезжают и из Иркутской области, и из Бурятии, Забайкальского края. Свободного времени у него нет, каждый день расписан на месяц вперед.

— Мы уже себе не принадлежим, — говорит Спас Алексеевич. — Люди верят нам, а мы не имеем права отказать им в помощи. Иначе сами болеть будем. По разным поводам обращаются: у кого-то ребенок болеет, кому-то надо провести обряд на благополучие пути перед дальней дорогой, другим надо помочь справиться с неудачами. Один из главных обрядов, который я провожу в своей родной деревне, это поклонение духам местности.

Ежегодно 12 июня в Ирхидее проходит один из известных обрядов — тайлаган. В этот день съезжаются земляки из Республики Бурятия и районов Иркутской области. После совершения обряда молебна проводятся спортивные состязания по борьбе. Ирхидей также славится своими целебными источниками.

— Ирхидей — это родина многих сильных шаманов Осинского района, — добавляет Спас Алексеевич. — На горах, где похоронены наши шаманы, проводятся все положенные обряды. Конечно, много традиций было утеряно в советское время. Цель нашей организации «Бурдэг» — восстановить обычаи, добиться того, чтобы все обряды проходили строго по правилам.

Зачем запирают стариков?

Еще одно селение, где сильны традиции бурятского народа, — Бильчир. Здесь шаманы проводят обряд, посвященный хозяину воды.

— Этот молебен уникален, — говорит шаман Илья Ашаханов, — он проходит на берегу Братского водохранилища.

По бурятским традициям нужно проводить обряды на том месте, где жили предки. Бильчирцы не могут сделать это, так как улусы, в которых когда-то жили их родственники, затоплены водами Братского водохранилища в результате строительства Братской ГЭС в сентябре 1961 года. Чтобы соблюсти правила, шаманы проводят молебны на берегу или выезжают к местам нахождения деревень на лодках.

— Мы поклоняемся духам воды, задабриваем их, — говорит Марина Бадагуева, шаманка из деревни Кутанки, — чтобы дети не тонули, скот в воде не пропадал, вода была чистой.

— Буряты славятся своими традициями, — добавляет Вячеслав Хартанов, глава МО Бильчир. — Главной ценностью считается семья: традиционно царит культ почитания старших, а главное богатство — дети.

Один из обычаев, который удалось возродить в районе, — запирание стариков в стайке. У бурят считается, что, когда в семье рождается праправнук, начинается мощное обновление рода. Тогда стариков запирают в стайке, где буряты держат самое дорогое — свой скот, а шаманы в это время проводят обряд, чтобы род крепнул и множился в дальнейшем.

— Раньше стариков запирали на трое суток, — говорит Вячеслав Хартанов, — давали им с собой еду и тарасун. Сегодня, конечно, все проходит гораздо быстрее. Главное, что мы начинаем ценить свою самобытность — а значит, у нас есть все шансы сохранить нашу национальную культуру.

Фото автора