Высокое искусство

Пятиметровый рисунок украсил здание в сквере на улице Горького в Иркутске
Эта картина красуется сейчас в сквере на улице Горького в Иркутске. На создание пятиметрового изображения на здании Центра гигиены и эпидемиологии ушло почти три недели труда художника и несколько десятков баллончиков с краской. Деньги на покупку необходимых материалов выделил спонсор, это около 80—90 тысяч рублей, плюс аренда автовышки, хотя обычно работа такого масштаба обходится в 600—800 тысяч. Несмотря на необычный и мрачноватый сюжет, рисунок иркутянам пришелся по вкусу
Эта картина красуется сейчас в сквере на улице Горького в Иркутске. На создание пятиметрового изображения на здании Центра гигиены и эпидемиологии ушло почти три недели труда художника и несколько десятков баллончиков с краской. Деньги на покупку необходимых материалов выделил спонсор, это около 80—90 тысяч рублей, плюс аренда автовышки, хотя обычно работа такого масштаба обходится в 600—800 тысяч. Несмотря на необычный и мрачноватый сюжет, рисунок иркутянам пришелся по вкусу

Вместо полотна — фасад здания, вместо кистей — баллончики с краской, а вместо банальной анималистики и байкальских пейзажей — утопические фантазии. Необычная картина высотой больше пяти метров появилась на стене одного из зданий в самом центре города, а именно в сквере имени Сигеки Мори на улице Горького. Что именно изображено на «холсте», не берется объяснить даже сам автор, иркутский художник Степан Шоболов. Он называет свой стиль потоком сознания и управляемой импровизацией и ожидает от зрителя конструктивной критики.

Этой картины могло и не быть, ведь изначально Степан Шоболов хотел отказаться от заманчивого предложения — расписать огромную стену в самом центре Иркутска.

— Пришли мои хорошие знакомые, которые занимаются строительством скейт-парков по городу и области, и в рамках фестиваля экстремальных видов спорта G-SHOCK  предложили украсить стену, — рассказывает художник. — Но было ограничение в плане тематики, и все понимали, что рисовать спорт и спортсменов не вариант, это слишком просто.

Рисовать на заданную тему Степану Шоболову совершенно не хотелось, поэтому он разработал эскиз в своем стиле и, даже не надеясь на одобрение, показал его организаторам.

— Есть внутренняя цензура и внешняя, — поясняет автор. — Внутренняя цензура — это когда художник сильно заботится о том, чтобы понравиться зрителям, а внешняя — это спонсоры, городские власти, центр города и так далее. И если художник потакает цензуре, то он рисует скучный для себя проект, этакий середнячок, нейтральное нечто, которое ничего не несет, но нравится абсолютно всем. Мне такое неинтересно, поэтому я принес эскиз, зная, что его не согласуют, и готов был к тому, чтобы вообще отказаться от этой работы, хоть уже давно мечтал поработать на такой большой стене.

Но организаторам идея понравилась, поэтому в следующие несколько дней художник доработал свой эскиз и нанес его контур на фасад.

— Вечером приезжали, выставляли проектор и обрисовывали контуры рисунка на стене, — говорит Степан. — Можно было рисовать и так, но это было бы дольше, потому что надо постоянно отходить и смотреть, сравнивать пропорции. Чтобы нарисовать верхнюю часть, заказывали вышку, а примерно с середины работал уже со стремянки.

На этот проект Степан Шоболов тратил все свое свободное время. Сначала по полтора-два часа в основном по вечерам, затем рисовал каждый день. Берясь за проект, он не надеялся на понимание иркутского зрителя, наоборот, ждал негативной реакции.

— Почему? Не так давно в интернете разгорелся скандал вокруг скульптуры Даши Намдакова, которую ставили на острове Ольхон, — объясняет художник. — У людей была разная реакция на нее, огромное количество негатива, критики, недовольства. По этому шуму я понял, насколько зритель находится во власти своей внутренней цензуры. В итоге скульптуру поставили, и противники вдруг изменили свое мнение, так как она гармонично вписана в образ острова.

А футуристический рисунок Степана Шоболова зрители сразу приняли хорошо.

— В 98% случаев отзывы были положительными как среди молодежи, так и среди людей пожилого возраста, — вспоминает Степан. — Только двоим мой рисунок не понравился. Одна женщина сказала, что он ей непонятен, а подвыпивший мужчина назвал его уродством. Но когда я решил узнать у него, что не так, он от меня убежал, и очень жаль, ведь мне было интересно узнать его мнение. Когда тебя только хвалят, ты кроме радости не получаешь никакого опыта, а критика — это как минимум интересно. Художник всегда ведет с кем-то диалог, но лично я в этом диалоге не хочу понравиться, а хочу быть понятым.

После вопроса о том, что же изображено на здании и как это понять, автор на пару минут задумывается и отвечает, что подчас он даже сам себе не объясняет образы, которые появляются в его голове.

— Я работаю с управляемой импровизацией. Это живой процесс, похожий на спиритический сеанс, поток, который я фиксирую. Здесь есть посыл и смысл, но он больше похож на поэзию, а не на сухой текст, так что его сложно объяснить. Кроме того, каждый зритель поймет его по-своему, увидит нечто свое.

На фото — иркутский художник Степан Шоболов. Стиль, в котором работает, автор обозначает как мурал (монументальная роспись стен. — Прим. авт.) и поясняет, что он ближе к стрит-арту, чем к граффити. Работы Степана уже знакомы горожанам, одна из них — девушка на черепахе на улице Свердлова. Рассказывая о своей новой картине на стене двухэтажного здания в сквере имени Сигеки Мори, автор говорит, что ждал больше критики, чем одобрения: «Многие художники стараются создать середнячок, нейтральное нечто, которое понравится абсолютно всем. Но я работаю с управляемой импровизацией, это процесс, похожий на спиритический сеанс, который я фиксирую. Он больше похож на поэзию, его сложно объяснить. Каждый зритель поймет его по-своему, увидит нечто свое»
На фото — иркутский художник Степан Шоболов. Стиль, в котором работает, автор обозначает как мурал (монументальная роспись стен. — Прим. авт.) и поясняет, что он ближе к стрит-арту, чем к граффити. Работы Степана уже знакомы горожанам, одна из них — девушка на черепахе на улице Свердлова. Рассказывая о своей новой картине на стене двухэтажного здания в сквере имени Сигеки Мори, автор говорит, что ждал больше критики, чем одобрения: «Многие художники стараются создать середнячок, нейтральное нечто, которое понравится абсолютно всем. Но я работаю с управляемой импровизацией, это процесс, похожий на спиритический сеанс, который я фиксирую. Он больше похож на поэзию, его сложно объяснить. Каждый зритель поймет его по-своему, увидит нечто свое»