«Вы не верьте в мою немоту»

Вечер памяти режиссера Театра пилигримов Владимира Соколова прошел в Иркутске
Музыка была для Владимира Соколова отдельным актером. В театре вспоминают, что если репетиция проходила в тишине, то создавалось ощущение, что нет одного из главных героев.
Музыка была для Владимира Соколова отдельным актером. В театре вспоминают, что если репетиция проходила в тишине, то создавалось ощущение, что нет одного из главных героев.

В областном центре 25 января состоялся вечер памяти режиссера Театра пилигримов Владимира Соколова. Пианист, педагог, композитор, музыкант в четвертом поколении, его называют патриархом иркутского рока. В 1983 году выпускник Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова создал в Иркутске рок-группу «Пилигримы», а впоследствии и театр. Актеры Театра пилигримов говорят: «Он привез в Иркутск питерский театр».

Вечер памяти организаторы назвали «Вы не верьте в мою немоту». Это стихотворение Роберта Рождественского нашло отклик в судьбе Владимира Соколова.

До переезда в Иркутск, а именно до 1979 года, Владимир занимал должность директора Дома культуры в Петродворце. Однако вскоре, как и его отец Игорь Соколов, создатель и первый главный дирижер симфонического оркестра Иркутской областной филармонии, Владимир крепко связал свою судьбу с Иркутском.

Служить театру начал в Иркутском театре юного зрителя им. А.Вампилова в 1982 году заведующим музыкальной частью театра. В течение года Владимир сформировал музыкальную группу «Пилигримы» и поставил свой первый спектакль «Песни под водой», в музыкальную основу которого легли песни затонувших деревень Братского водохранилища. С этим спектаклем музыкальная группа начала гастролировать, что сразу же принесло коллективу успех и известность в России и за рубежом: спектакль признали лучшей постановкой на международном театральном фестивале в Перу в 1989 году.

Владимиром Соколовым принимается решение о создании экспериментального театра-студии «Театр пилигримов», в постановках которого сочетается использование современных музыкальных инструментов и обращение к классическим истокам отечественной драматургии.

О Владимире Соколове — заслуженная артистка России Тамара Панасюк:

— Приезжает из Петербурга очень красивый, стройный, безумно талантливый молодой человек. У меня было впечатление, будто рояль ходит за ним: он всегда был окружен музыкальными инструментами. И всегда, помню, как бы между делом небрежно откроет крышку фортепиано и что-то такое сыграет, красиво, ярко, аж дух захватывает!

Я играла во многих спектаклях Театра пилигримов. Он пользовался большой популярностью. Особенно музыка. Когда мы работали над постановками, мне казалось, что музыка — такой же актер, как и мы, вздыхает, плачет, играет вместе с нами, под чутким руководством Володи. Она нам помогала играть! И мы привыкли к этому, и если вдруг репетиция проходила без музыки, мы играли будто без одного из главных героев.

Владимир — изумительный человек, собирал вокруг себя талантливых людей. Молчаливый, в папу, никогда грубого слова от него не услышишь. Я всегда задавала ему один и тот же вопрос: «Ну ладно я, предки сосланные, поэтому в Сибири живу, а ты-то как, после Питера, после такого образования? Почему?» А он молчит. А потом я поняла, ему все равно, где жить, он живет там, в своем мире, внутри себя, в своем духе, в музыке.

И главное, сколько мы вместе работали, общались, всегда была такая надежность. Если что-то нужно, что-то случилось — я к нему. Он всегда поможет, подскажет, научит. Мы всегда ставим его в один ряд с Вампиловым, Распутиным, потому что его вклад в Иркутск так же велик. Огромная потеря для всех нас.

Усилиями Владимира Соколова в 1991 году Театр пилигримов получил статус государственного учреждения культуры. С того времени театр базировался в помещении Иркутского ТЮЗа им. А.Вампилова вплоть до 1999 года. Однако вскоре переехал в восстановленный памятник архитектуры ХIХ века — уютный камерный зал на 40 мест, где располагается и сегодня.

Театр пилигримов достойно отстаивает честь Иркутской области на всероссийских театральных фестивалях и быстро набирает популярность не только в России, но и в мире: в 1993 году театр выступил в Великобритании, где производилась запись музыкальной программы для радиостанции Би-би-си.

Владимир Соколов добивается того, что его театр становится первым коллективом, который представляет свой спектакль («Аве Мария») в зале Совета Федерации России в Москве, а в 2003 году по приглашению Ричарда Демарко, директора фестиваля «Тотальный театр» (г. Эдинбург, Шотландия), Театр пилигримов представляет российское искусство рок-мистерией «Ave!», которая входит в тройку лидеров фестиваля.

Из Театра пилигримов вышли многие известные музыканты и актеры, такие как дуэт «Белый острог», рок-группа Extrovert, певица Елена Сысоева, звонарь Артур Псарев. Многие продолжают свой творческий путь самостоятельно или продолжая обучение, например, в консерватории, занимают призовые места на конкурсах вокалистов.

— У Соколовых музыка — как еще один член семьи, — рассказывает Владимир Антипов, актер Театра пилигримов. — Их дом — Театр пилигримов, в котором тоже сформировалась одна большая семья. Интеллигентные, талантливые. Они привезли сюда Петербург и научили ему нас. Владимир Игоревич находил и вытаскивал из людей новые черты характера, таланта, воспитывал как музыкант. У него был дар педагога. Он преподавал одно время в училище искусств, в отделении фортепиано, и эту педагогическую волну переместил в Театр пилигримов. Но он преподавал такие вещи, которые не говорят на стандартных уроках музыки, он делился своим музыкальным опытом и всегда объяснял так, что была понятна каждая деталь, и предлагал пройти это все на практике, на сцене у себя в театре. И в связи с тем, что я работал в театре и пропускал занятия по сольфеджио в училище у Игоря Александровича Соколова, Владимир Игоревич меня таскал к себе домой, чтобы я с его отцом занимался там. Вот так, вот настолько, вот такая семья! Меня еще и его мама, Инесса Акимовна, откармливала пирожками перед уроками, зная стереотипы о голодных студентах.

В Театр пилигримов я пришел, когда мне было 17 лет. Владимир Игоревич для меня был не только педагогом, но еще и родителем, я всегда чувствовал себя под защитой, под его опекой.

Владимир Соколов написал авторскую музыку более чем к 200 спектаклям, поставленным в Иркутской области и за ее пределами. В 1996 году в содружестве с музыкальным театром им. Н.Загурского осуществляются постановки рок-опер «Юнона и Авось», «Иисус Христос — суперзвезда», детских музыкальных сказок «Муха-Цокотуха» (на музыку маэстро Соколова), «Бременские музыканты». Рок-оперы и по сей день входят в репертуар музыкального театра и проходят при неизменных аншлагах.

За свое многолетнее служение театру Владимир Соколов был удостоен наград. Созданная им музыка к спектаклю «Гори, гори, моя звезда» входит в золотой фонд «Радио России». Он награжден медалью Папы Римского Иоанна Павла II за создание оперы «Благодарение Заступнице», премией театрального фестиваля «Золотой витязь» (Москва, Таганка) за лучшую авторскую музыку фестиваля (спектакль «Легенды седого Байкала»), является лауреатом областной премии им. Иосифа Уткина и премии Иркутского фонда культуры, трижды лауреатом премии губернатора Иркутской области за достижения в области культуры и искусства, отмечен знаками общественного поощрения — медалями «350 лет Иркутску» и «75 лет Иркутской области».