Вторая жизнь тазика

Как используют вторсырьё для изготовления пластмассовых изделий и пакетов для мусора
В производстве изделий для непищевых продуктов во вторичку добавляют чистое сырьё, чтобы вернуть пластмассе эластичность
В производстве изделий для непищевых продуктов во вторичку добавляют чистое сырьё, чтобы вернуть пластмассе эластичность

Дмитрий Хлюпин
Дмитрий Хлюпин

«Мусорная» реформа, призванная навести порядок во всей стране, пока ещё далека от совершенства. Максимум, чего добилось правительство Медведева, — уволило главного «дворника» страны (Дениса Буцаева, главу российского экологического оператора), получавшего за бездействие 900 тысяч рублей в месяц.

Между тем в Иркутской области уже работают производства, перерабатывающие отходы в новые изделия. Встречая в магазинах такую продукцию, потребитель с первого взгляда не найдёт различий между тазиком из первичного сырья и из вторички. Всё дело в маркировке: если написано «Для непищевых продуктов» — значит, в прошлой жизни этот таз был всем, чем угодно: бутылкой, канистрой, ведром или даже игрушечным пистолетом.

Производство ООО «Сибирский производитель» расположено в Ангарске. В одном цехе из твёрдого вторичного сырья делают непищевые вёдра, лейки, тазики, цветочные кашпо, мётлы, горшки. Здесь в ход идут переработанные ящики, канистры, упаковка от бытовой химии, бутылки. Второй цех производит мусорные мешки, полиэтиленовые вкладыши в бочки, плёнку для садоводов из мягкой вторички — это та же плёнка, бывшая в употреблении, различные мешки и пакеты, даже мусорные. Предприятие в основном работает под заказ российских оптовиков, купить изделия в розницу можно в магазине при заводе и в крупных сетевых супермаркетах.

— Мы сами не собираем вторсырье, а получаем готовое от тех, кто этим занимается. К сожалению, в Иркутской области таких очень мало и никто не доводит его до нужного нам вида — отсортированным, хотя бы первично, и прессованным, — рассказал представитель дирекции производства. — Поэтому сырьё привозим из Красноярска и Бурятии. Безусловно, выгоднее было бы брать его в Иркутской области, вроде как даже положено, поскольку мы работаем здесь. Но пока не у кого. Производству уже 15 лет, и вторичку мы стали использовать не так давно, потому что получить из неё качественное сырьё — очень сложный и долгий процесс. Вот только года три, как мы стабильно получаем продукт такого качества, за который не стыдно и который уверенно можем использовать при производстве изделий.

Ответственный производитель никогда не будет добавлять вторсырьё в изделия, контактирующие напрямую с пищей. Хотя на рынке встречаются и такие. Специалисты легко отличат изделия из первичного сырья от сделанных из вторички, а для обычного потребителя разница незаметна. Поэтому, покупая ведёрко для сбора ягоды, обратите внимание на маркировку и понадейтесь на совесть производи­теля.

— В силу того, что вторсырьё какое-то время находилось на улице, у пластмассы наступает деструкция, иначе говоря — она разрушается от ультрафиолета. Чтобы вернуть новому изделию эластичность, приходится добавлять чистое сырье, — продолжает представитель дирекции. — Если это не сделать, то такое ведро из вторички, если налить в него воды, может рассыпаться при попытке его поднять. И даже при добавлении чистого сырья в изделие в любых пропорциях оно уже не станет пищевым.

Ответственность за изготовление изделий по заданным параметрам полностью лежит на производителе. Само производство — это не просто желание позаботиться об экологии и купленный в кредит один станок, а целая цепочка, начиная от переработки вторсырья до продажи готовых изделий. Да, вторсырьё удешевляет продукцию, но, чтобы заниматься этим серьёзно и получать прибыль, нужно вложение средств. Открыть подобный цех, собирая пластиковые бутылки у населения, и перерабатывать их — нереально. При малом объёме производство получается нерентабельным.

— Принимать нам самим вторсырьё у населения невыгодно, — продолжает представитель завода, — это дополнительные вложения, техника, логистика. Да мы просто не соберём нужного количества — в месяц у нас уходит в производство примерно 100—150 тонн. Развивать деятельность именно в направлении переработки вторички будет рентабельно, если регулировать её сбор станет государство. Вот на его помощь очень надеемся — организовать сбор, собрать и продать по разумной цене, например по 22—23 тысячи рублей за тонну вторичной плёнки. Сейчас эта тонна на рынке стоит 35 тысяч.

Переработать такую плёнку можно в новую, а можно и в мусорные пакеты различной толщины и объёма. Изделия из второго цеха покупают оптовики от Новосибирска до Владивостока.

— В производство идёт 100% вторичного сырья. Сначала оно перерабатывается в гранулы, и только потом получаются плёнка и пакеты. Сейчас достигли уровня 95—100 тонн готовых изделий в месяц, — делится заведующий производством цеха Дмитрий Хлюпин. — Мы делаем линейку продукции плотностью от 7 до 60 микрон. Для сравнения масштабов: плотность волоса у блондинки приблизительно 30—35 микрон, у брюнетки — 40—45. Такие тонкие мешки используются для сбора бытового мусора, где толщина не нужна — вы же дома не накапливаете по 10—15 кг. Толстые большие мешки мы делаем для производств и для мусора компаний, которые собирают его на улицах, например.

Рецептуру изготовления тех же мешков, чтобы они не рвались и не вытягивались, здесь разрабатывали методом проб и ошибок не один год.

— Готовых решений из Интернета не существует, — улыбается Дмитрий Хлюпин. — Сейчас мы обзавелись небольшой собственной лабораторией, где контролируем качество изделий: испытываем плёнку и мешки на разрыв, на прочность, проколы и т. д. Причём если наши же изделия во второй раз попадут к нам с полигонов на переработку, то с помощью добавления более свежего вторичного сырья мы снова сможем их использовать для изготовления новой партии.

Цвет мешков зависит от входящего сырья. Например, маленькие зелёные гранулы раньше были пакетиками из-под майонеза от Иркутского масложиркомбината. Такой цвет им дало смешение синих и жёлтых красок на упаковке. Но по желанию заказчика готовую продукцию можно сделать любого цвета.

— Мусорные мешки пользуются большим спросом, чем плёнка, сейчас это самое перспективное направление. На данный момент мы производим их по 60—70 тонн в месяц и продаём крупным сетям магазинов, — говорит Дмитрий Хлюпин. — В этом году приобрели новое оборудование, изготавливаем большие партии под конкретного клиента, определённого цвета. Например, у нас есть заказчик из Иркутска, которому мы делаем ярко-красные мешки. Он собирает мусор в элитных посёлках, и, чтобы отсечь тех, кто не заключил договор на его вывоз, машины забирают только свои мешки — красные. А вообще, можем их сделать любого цвета и любого оттенка.