Вся страна в долгах

Сергей Левченко: «Этот бюджет замыливает реальную ситуацию, которая есть в стране»

17 ноября бюджет в третьем чтении Государственная Дума приняла силами трёх фракций: «Единая Россия», вместе с ними ЛДПР и  «Новые люди. Голосовали против, кроме нашей фракции КПРФ, ещё и фракция «Справедливой России». Собственно говоря, бюджет – это документ, по которому мы будем жить или должны будем жить в следующем году. Это основной финансово-экономический документ, который будет распределять возможные средства, которые будут поступать в следующем году, между разными категориями населения, отраслями и так далее. 

И, конечно, несмотря на то, что, казалось бы, простому человеку слова о бюджете мало что говорят, потому что в нём миллиарды, триллионы, и очень сложно определить, оценить, что же всё-таки будет в следующем году, если ты детально не разбираешься. Но есть определённые принципы и признаки, которые дают возможность понять, какова позиция тех, кто за, и тех, кто против.

Во-первых, я отвечу на вопрос: были ли случаи, когда КПРФ голосовала за закон о бюджете? Скажу, что нет. Нет, в Государственной Думе мы всегда голосовали против. И, собственно, понятно, почему, – в соответствии с теми результатами, которые страна, к сожалению, показывает все последние 20 и 30 лет. 

Страна не имеет перспективы. Страна не вкладывает деньги в развитие, в то, что нужно, не делает так, чтобы людям было понятно, а что же в следующем году будет улучшаться.

Простейшие несколько примеров на цифрах. Во-первых, в бюджете в очередной раз отложили вопросы по возвратам государственного долга тем, у кого ещё в советское время государство занимало. Это не просто какая-то отдельная частная вещь. Это 44 миллиона человек, которым государство не собирается отдавать долги. И мы всё время этот вопрос ставим, а «Единая Россия» (а их большинство) всё время это отвергает.

Следующий момент: вообще в каком финансовом положении находятся люди, живущие в нашей стране? Вы вот вдумайтесь в цифры.

Первое: подсчитали, что 21 миллион человек – это те, кто задерживает с отдачей кредитов. 21 миллион человек – это не те, которые взяли кредиты, это те, у которых существует просрочка. То есть они уже не могут отдать то, что взяли.

Второй момент:  20 миллионов человек находятся за чертой бедности. Все прекрасно понимают, что тем, кто находится за чертой бедности, банки кредиты не дают, им нужны только те, которые имеют устойчивые поступления, устойчивые доходы и так далее. Поэтому это ещё другие 20 миллионов человек.

То есть мы видим с вами 40 миллионов человек, у которых серьёзные денежные проблемы.

Если при этом ещё сложить долги по кредитам, которые есть у предприятий, а это триллионы рублей, если сложить долги, которые должны регионы, – это тоже три триллиона рублей. То есть у нас вся страна в долгах.

А при этом мы читаем в отчётах, сколько получают крупнейшие банки прибыли, зарабатывая на тех, кто взял кредиты, тех, кому они их дают и вкладывают. Это почти три триллиона рублей.

То есть мы с этим бюджетом, собственно говоря, работаем на то, чтобы банки получали такие суммы, которые раньше даже не снились ни банкам, ни бюджетам.

Дело в том, что этот бюджет, который принимается на федеральном уровне, становится примером, в том числе и для бюджетов нижестоящих территорий. Это и для регионов, это и для городов и районов, и так далее, и так далее. То есть они по этому признаку, по этим принципам тоже начинают верстать бюджеты, которые не имеют перспективы.

При помощи вот такого бюджета или таких бюджетов создаётся порочная финансовая система в стране. Она не позволяет развиваться, при таком бюджете нет перспективы. Она не позволяет устойчиво чувствовать себя в социальной сфере и промышленности, и сельскому хозяйству. Она не позволяет сегодня планировать каждому человеку, а что же всё-таки они смогут купить на следующий год или через год, если накопят, и так далее, при этой тем более огромной инфляции. Поэтому, конечно, мы голосовали против.

Дело в том, что представители сегодняшнего режима формально выполнили вот это решение, а на самом деле там никакой перспективы нет. Они написали о том, что где-то поменьше будет в 2025-2026 году по отдельным отраслям. Когда мы начинаем говорить, а что это за перспектива, если вы уменьшаете средства, которые в 2025-2026 году закладываете на финансирование какого-то направления работы, они говорят: «Ну это мы в следующем году посмотрим, когда подведём итоги за вот этот сегодняшний год, что у нас получится, мы тогда будем обращаться к вам с более уже точным бюджетом».

Те люди, кто хотя бы немного связан с планированием, и те, кто постарше, думаю даже представить себе не могут такую ситуацию: вот включили в пятилетний план строительство Братской ГЭС или Усть-Илимской ГЭС, а потом сказали: «Но-но-но, подождите, мы их включили, конечно, в план, но на следующий год посмотрим, будем мы это строить или не будем». А потом, через год, снова сказали: «Нет, мы-то, конечно, включили, но, может быть, строить не будем».

При таком «планировании» нельзя начинать строительство, нельзя развивать промышленность. Поэтому сегодня настолько искажают планирование, даже такое краткосрочное – на год, на два и на три, что исчез сам смысл планирования.

И точно так же сегодня действуют и в регионах. В регионах закладывают деньги. Деньги, которые собирают с людей, то есть налоги. Закладываются суммы денег непонятно под какой план, под какую концепцию, под какую стратегию. Тем более пятилетний план давно забыли.

Я недавно в Думе участвовал в парламентских слушаниях. Там написали план развития на пятилетний срок. То есть расшифровали то простое слово «Пятилетка», которое существовало в советское время и то, которое я внедрял, когда работал губернатором Иркутской области. Но они даже сути не понимают. Они не могут понять, что если уж ты что-то планируешь, оно должно быть конкретно. Потому что от этого отталкиваются и другие люди, и отрасли, и другие бюджеты, и так далее, и так далее. Поэтому, конечно, это не бюджет развития.

Конечно, социальная сфера, с точки зрения других, например, военных расходов, стала меньше. С одной стороны, это понятно, Но с другой стороны, давайте конкретно скажем: идёт война, и давайте мы все напрягаться, и государство в первую очередь.

Поэтому вот этот бюджет, знаете, так, замыливает, настоящую реальную ситуацию, которая есть в стране, а на самом деле не даёт никакой перспективы.

Сергей Левченко, Депутат Государственной Думы ФС РФ от Иркутской области, Якутии и Магаданской области (фракция КПРФ)

Коммунисты проголосовали против федерального бюджета

ГЕННАДИЙ АНДРЕЕВИЧ ЗЮГАНОВ, лидер КПРФ, даже написал статью с названием «Бюджет тупикового курса», в которой дал полный анализ документу. Тем не менее 17 ноября проект бюджета на 2024-й и на плановый период 2025 и 2026 годов был принят в третьем чтении депутатами партийных фракций «Единая Россия», ЛДПР и «Новые люди».

МИХАИЛ ВИКТОРОВИЧ ЩАПОВ, иркутский депутат, коммунист, выступая с трибуны Госдумы, указал на то, что КПРФ голосует против неправильной и безответственной осторожности в формировании доходов бюджета, поскольку, цитирую: «решительные меры могут дать ещё дополнительно до 40 процентов доходов. Но для этого нужно перестать жалеть олигархов и сверхбогатых. Нашу страну ослабляет глубокое неравенство между основной массой населения и кучкой людей, зарабатывающих на сверхдоходах от продажи природных ресурсов за рубеж».

Телеграм-канал «БГ Иркутск»