-->

Все мы родом из детства

Как иркутянин сделал отцу подарок, который невозможно измерить деньгами
Подарить отцу Василию Александровичу, шоферу с 45-летним стажем, на день рождения, так сказать, «автобус из своего детства» пришла к Андрею Буранову (на переднем плане) как-то сама собой. Намного сложнее оказалось ее воплотить — два года ушло у него на подготовку подарка. Василий Буранов из своих 45 лет водительского стажа 35 лет проработал на пассажирских перевозках (начинал в «Автоколонне 1880», затем в шелеховском АТП). На разных автобусах, но именно такой ЛАЗ-695 вспоминает как наиболее удачный
Подарить отцу Василию Александровичу, шоферу с 45-летним стажем, на день рождения, так сказать, «автобус из своего детства» пришла к Андрею Буранову (на переднем плане) как-то сама собой. Намного сложнее оказалось ее воплотить — два года ушло у него на подготовку подарка. Василий Буранов из своих 45 лет водительского стажа 35 лет проработал на пассажирских перевозках (начинал в «Автоколонне 1880», затем в шелеховском АТП). На разных автобусах, но именно такой ЛАЗ-695 вспоминает как наиболее удачный

В детстве, пришедшемся на 1990-е годы, иркутянин Андрей Буранов очень любил ездить с отцом — Василием Александровичем, когда тот работал водителем на автобусе ЛАЗ. В этих автобусах справа от водителя, как правило, самостоятельно устанавливали «служебное» кресло, так сказать, для вип-пассажиров или экскурсоводов. В нем было невероятно уютно, интересно. На этом привилегированном месте маленький Андрей проводил в дороге много времени — ездил с отцом в бессчетное количество рейсов, которые в основном проходили на междугородном коротком плече.

Шли годы, Андрей подрастал. Тем временем былые транспортные предприятия, еще называвшиеся колоннами, разваливались, все вокруг менялось. Василию Александровичу в силу обстоятельств пришлось пересаживаться на газельку-маршрутку, что для автобусника с таким стажем по-своему было унижением. И даже когда отец вышел на пенсию, они с выросшим сыном часто вспоминали, как ездили вместе, какие были дороги, какие люди, водители. На вопросы Андрея — «Хотел бы проехаться на таком ЛАЗе?» — отец ностальгически, но без надежды отвечал — да, конечно, если бы можно было.

И вот родилась идея: найти подходящий экземпляр, восстановить и подарить отцу на день рождения. Но так, чтобы это стало сюрпризом.

После долгих поисков автобус был найден. Предстояло перегнать его в наш регион, а это более 1500 км. Доехал за трое суток, с ночевками в салоне, с включенным двигателем, в комфорте. Затем началось восстановление, растянувшееся на долгие два года. Задача была — максимально сохранить аутентичность автобуса и при этом сделать его похожим на отцовский. Причем не только по памяти, но и непосредственно по фото, которые сохранились с той поры. Сложные операции, конечно, проводились в профильных сервисах, что-то и у знакомых механиков. Нередко приходилось осторожно заводить разговор с отцом (автобус ведь готовился тайно) на предмет того, что раньше шофера делали с той или иной деталью, как ремонтировали. Тот с удовольствием вспоминал: «Ну, там втулили, это токарям отдавали» — и так далее, таким образом подсказывая дальнейший ход восстановления машины.

Разумеется, для окончательного соответствия «автобусу детства» были найдены и размещены у водительского места пропуска тех времен, билеты и фотографии. А также специально заказана и прикреплена табличка маршрута, какая применялась тогда. В этой связи даже был случай: остановили как-то гаишники, мол, если не на маршруте, табличку надо снять. Объяснил, что невозможно, это музейный экспонат; они осмотрели все, прониклись и отпустили с миром.

В условленный день сияющий новизной автобус волнительно запарковался на автостанции, откуда часто выезжали в рейс в те самые 1990-е. Вызванный заранее отец подъехал, сначала ничего не понял, но потом схватился за голову от изумления... Завели двигатель, погазовали, заглушили, снова завели. Потом отец сел и поехал привычно, со второй передачи, как на ЛАЗах трогаются, без лишних движений, как всегда было, только глаза сияли сильнее обычного. Собственно, ради этого момента все и было задумано и сделано.

Помним ЛАЗы

Городской автобус ЛАЗ-965 выпускался во Львове в нескольких модификациях с 1956-го по 2010 год, так что с этим универсальным автобусом-ветераном знакомы несколько поколений жителей СССР и России. По ряду параметров для своего времени ЛАЗ был машиной весьма прогрессивной.

Статья предоставлена для публикации автомобильным порталом «Дром». Полную  версию (с подробными техническими и историческими выкладками) можно прочитать на Drom.ru