Возвращение ёлки

Текст: Полина Пендина/Культура.РФ , Фото: Ольга Щеголева / фотобанк «Лори», Валентин Кузьмин, Валерий Христофоров / ТАСС , Копейка , № 49 от 29 декабря 2021 года , #Общество
Дети в костюмах зайчиков.  Новый год в детском саду. 1968 год
Дети в костюмах зайчиков. Новый год в детском саду. 1968 год

После революции Рождество и Новый год стали рабочими днями, обычай наряжать ёлку признали «поповским», а вместе с праздником исчезли и маскарадные костюмы.

Традиция устраивать костюмированные новогодние праздники возродилась только в 1935 году. 28 декабря в газете «Правда» вышла статья первого секретаря Киевского обкома ВКП (б) и второго секретаря ЦК ВКП (б) Украинской ССР Павла Постышева под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку»:

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то не иначе как левые загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».

В 1937 году в Колонном зале Дома Союзов установили первую в Советской России публичную новогоднюю ёлку. И только спустя 10 лет, в 1947 году, 1 января официально стало выходным днём. Возвращение Нового года в статусе всесоюзного праздника означало и возвращение новогодних костюмов. Правда, теперь в них наряжались только дети – на утренниках в детских садах и школах, во Дворцах пионеров и в театрах юного зрителя.

 «Зайчики» и «Снежинки»

Костюмы шили сами родители. В ход шли всевозможные подручные материалы: марля, вата, занавески, поролон, битые ёлочные игрушки, бусинки, мишура и другие мелочи. Самыми популярными образами долгое время были «Мальчики–зайчики» и «Девочки–снежинки».

Для снежинок выкраивали из накрахмаленной марли подъюбник, пришивали к платью мишуру. Иногда ради костюма для дочки жертвовали свадебной фатой или занавесками: достать любую нарядную ткань в советское время было сложной задачей. Чешки превращались в туфли, а из обклеенного ватой картона получалась корона. Её украшали блестящими бусинами, пуговицами, бисером. Иногда разбивали и толкли в мелкую крошку старые новогодние игрушки и посыпали ею покрытый клеем картон.

С зайчиками было проще: к шортам или комбинезону из белого ситца пришивали меховой хвост, уши прикрепляли на картонный обруч. Часто уши кроили из ткани, их набивали ватой, а для стойкости внутрь вставляли проволоку.

  Вторым по популярности костюмом для мальчиков был Петрушка – стать им было так же легко: надевали яркий костюм и колпак.

Были популярны и костюмы, посвящённые актуальной повестке. Например, после полёта Юрия Гагарина в космос под новогодними ёлками начали собираться юные космонавты в самодельных шлемах с надписью «СССР». В 1950—60-е годы, в разгар «кукурузного бума», детей наряжали в костюмы царицы полей. Такой эпизод, пусть и не новогодний, есть в известном советском фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

Большим источником вдохновения для создания костюмов было кино. Например, в 1936 году, после выхода фильма «Цирк» с Любовью Орловой, стали популярны маски клоунов. А посмотрев «Полосатый рейс», многие дети захотели нарядиться дрессировщиками и даже тиграми. После премьеры фильма «Приключения Буратино» в 1975 году на утренники стали приходить Мальвины, Пьеро, Артемоны, Лисы Алисы и Коты Базилио. А в 1978 году под ёлками всей страны собрались юные мушкетёры в шляпах и со шпагами.

Печатается в сокращении

Новогодняя ёлка в Колонном зале Дома союзов. 1970 год
Новогодняя ёлка в Колонном зале Дома союзов. 1970 год