Восемь лет сквозь тайгу

Именно столько бамовцы строили ветку на Усть-Илимск длиной 214 км
Текст: Наталья Иванишина , Фото: автора и из архива комплексного музея при Железнодорожной школе № 1 Усть-Илимского района Иркутской области , СМ Номер один , № 30 от 1 августа 2019 года , #Общество
Людмила Павлюкевич: «Какое же это счастье — видеть и знать, что на нашу станцию Усть-Илимскую каждый день прибывают поезда и электрички. И в эту дорогу вложен и наш труд».
Людмила Павлюкевич: «Какое же это счастье — видеть и знать, что на нашу станцию Усть-Илимскую каждый день прибывают поезда и электрички. И в эту дорогу вложен и наш труд».

 монтеров пути. Впереди шагает Людмила Павлюкевич (фото конца 1960-х).
монтеров пути. Впереди шагает Людмила Павлюкевич (фото конца 1960-х).

45 лет назад начиналось строительство Байкало-Амурской магистрали. Праздничные мероприятия, посвященные юбилею, проходят сейчас во многих населенных пунктах на маршруте. Для десятков тысяч советских граждан эта всесоюзная стройка стала важной вехой в жизни. Более 4000 километров железнодорожного пути, проложенного в сложнейших условиях, многокилометровые тоннели, новые города и поселки, выросшие в дремучей тайге. Одна из тех десятков тысяч строителей — Людмила Павлюкевич из поселка Железнодорожного Усть-Илимского района Иркутской области.

Укладка шпал — самая женская работа

Эта легендарная женщина участвовала в строительстве железной дороги от станции Хребтовой на Усть-Илимск. Вместе со своей самоотверженной бригадой, состоявшей практически только из женщин, Людмила Михайловна прошла все 214 километров магистрали. На это ушло восемь лет.

Вообще, официально БАМ начался в 1974 году, но за десять лет до этого молодежь со всех уголков нашей Родины стала съезжаться в Сибирь по комсомольским путевкам. В начале 1960-х прошлого века началось строительство железнодорожных магистралей, которые соединили будущие промышленные центры со страной. Одной из таких легендарных магистралей и была ветка Хребтовая — Усть-Илимская.

Но для Людмилы все началось на станции Зяба под Братском, куда в 1963 году она приехала с Украины. Тогда ей не было и 18 лет. Сразу определилась в бригаду монтеров. В зной и трескучие морозы бригада работала на укладке путей: подбивала шпалы под рельсы, засыпала между ними щебенку. Самым трудным было сверлить шпалы из твердой лиственницы. Чуть зазеваешься, упустишь дрель, и ватные штаны тут же на нее замотает. Нередко приходилось девчатам выгружать из вагона и переносить шпалу весом под 70 килограммов.

— А мороз аж трещал! Туман стоял по две недели, а мы работали не покладая рук, — рассказывает Людмила Михайловна. — Рабочий день заканчивался, а бригадир Виктор Лакомов, которому потом было присвоено звание Героя Социалистического Труда, уговаривал: «Ну, девочки, надо разметить еще одну шпалу…» Мы все понимали, ведь объект надо было сдать в срок, а то и досрочно. А летом едкий креозот — маслянистая жидкость с сильным запахом, которой пропитывали шпалы, — стекал прямо на одежду. Тогда мы пошили специальные фартуки. Хоть и тяжело было, но я и не хотела уходить на какие-то другие участки. С детства не боюсь работы. Семья наша пережила голодные послевоенные годы. И после седьмого класса я, чтобы помогать родителям, пошла дояркой на ферму. Хотела стать зоотехником, даже поступила в техникум, а тут узнала, что по комсомольской путевке можно поехать на БАМ. Так и сделала свой выбор. Как оказалось, раз и на всю жизнь.

В роддом на товарном поезде

В том же 1963 году Людмила вышла замуж. Супруг Иван также по комсомольской путевке приехал из Белоруссии. Работал сначала плотником на Кежемской станции, потом водителем на подъемном автокране.

— У меня была длинная густая коса, — Людмила Михайловна вспоминает, как познакомилась с мужем. — Любила надевать украинскую вышитую кофточку и штапельную юбочку-шестиклинку. А еще я гордилась, что у меня, такой еще «зеленой», уже были дорогие наручные часы. Отец выиграл их в лотерею и подарил мне перед отъездом. Такой меня Ваня и увидел. Когда мы приехали, весть пронеслась, что хохлов привезли. И парни приехали с нами знакомиться. Иван потом рассказывал: «Смотрю, с косой девка, вроде ничего». Так и стали встречаться.

Встречались недолго и вскоре на товарном поезде поехали расписываться в Кежемский сельсовет. Потом молодой паре дали в общежитии маленькую комнату. В 1964 году родился первенец — сын Виктор. Людмила Михайловна до сих пор помнит, как он появился на свет. Работала до последнего срока, и вот муж отправил ее на товарняке рожать в Братск.

— Схватки начались по дороге, мучилась долго. Машинист испугался, что я рожу прямо в поезде. Но смогла дотянуть до роддома! Когда Вите исполнилось девять месяцев, отвезла его к маме и опять вышла на работу.

В это время строительно-монтажный поезд № 219 переехал на станцию Хребтовую. Строительство железнодорожной линии Хребтовая — Усть-Илимская осуществляли несколько строительно-монтажных поездов. Единый прорабский участок по укладке железнодорожных путей возглавлял Александр Куменок, в дальнейшем ему будет присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Бригада, в которой работала Павлюкевич, продолжала трудиться на укреплении железнодорожного плотна и бороться со сложным рельефом. Если встречался поворот, то шпалу с рельсом надо было поднимать над землей на 30—40 сантиметров. А потом подбивать все домкратом, который весил 20 кг.

— Домкраты были винтовые, — вспоминает Людмила Михайловна. — На него ложился ключ, крутишь его вдвоем, чтобы рельсу поднять. Механизм этот в морозы не выдерживал, ломался.

Все успевали: дружить, работать, отдыхать

Механизмы ломались, но не люди, которым приходилось жить в полевых вагончиках по три семьи: шесть полок на шесть человек. Людмила Павлюкевич вспоминает, что было очень холодно, спали в одежде, валенки, стоявшие в ряд в крошечном коридорчике, едва подсыхали.

В феврале 1967 года началось строительство железной ветки на участке Диабазовая — Усть-Илимск. Этим отрезком пути руководил Владимир Удовиченко. В 1969 году штаб строительства уже располагался в поселке Железнодорожном. Осваивались на новом месте и первопроходцы.

Семью Павлюкевич поселили в бараке на улице Гагарина. В 1972 году у них родилась дочь Марина. На этот раз Людмила задержалась в декрете всего на два месяца. Какое-то время поработала банщицей, а потом, когда дочку устроила в детский сад, опять вышла монтером в родную бригаду.

— Уставали, конечно, — говорит Людмила Михайловна. — Вставали в пять утра, собирали сумку с обедом — и на вахту. В перерывах кушали в вагончике, а когда и просто сидя на путях. Все «удобства» — на свежем воздухе. С работы приезжали на шести переполненных автобусах, сразу бежали в детский сад за детьми, потом с ними шли в магазин прямо в ватниках, там еще надо было отстоять очередь за продуктами. Но несмотря ни на что, находили время и в клуб на танцы сходить, и в кафе посидеть, и в хоре попеть. Народ был очень сплоченный! Отмечали дни рождения весело, работали с песнями, никогда не унывали.

А Людмила Павлюкевич успевала еще работать депутатом поселкового совета.

В яме глубиной в четыре метра

И вот 27 декабря 1970 года на станцию Усть-Илимскую пришел первый поезд. Его почетными пассажирами стали сами путейцы, в том числе, конечно же, Людмила Павлюкевич.

На следующий год перед путейцами была поставлена новая задача — уложить подъездные пути от станции Усть-Илимской до станции Правобережной, а затем до станции Промышленной. Бригада Людмилы Павлюкевич прокладывала трамвайную линию к Усть-Илимскому ЛПК. Данный период для нее оказался не менее сложным. А этот случай запомнился особенно.

— Для опоры электрических столбов мы с Валей Лалоян вручную копали ямы глубиной более четырех метров. Я спускалась вниз, меленькой лопаткой насыпала землю в ведро и подавала его наверх своей напарнице. Однажды я накидала землю в ведро, а Вали вверху не оказалось, мне вдруг стало так плохо и страшно! Шапку даже с себя рванула от безысходности. Ведь из этой ямы был виден только кусочек неба. А Валя просто отошла на время. Я ее потом очень просила больше не отходить. Однажды у Тубинского моста точно так же копали ямы под опоры. Я нахожусь в этой яме, и вдруг едет поезд! Глубина большая, дорога ходуном ходит. Все ждала, что кто-нибудь подаст лестницу, но никого не было. Как пережила этот момент, вспомнить страшно! После этих случаев я стала страдать клаустрофобией.

Свою жизненную историю Людмила Михайловна рассказывает так четко и наглядно, как будто все это было вчера. Удивительно, что сегодня, в свои 74 года, эта статная женщина с поставленным голосом, заразительным смехом является олицетворением настоящего сибирского характера. Пройти такую трассу и не утратить былого задора — пожалуй, эта черта присуща только бамовцам.

Людмила Павлюкевич хорошо помнит, с кем бок о бок трудилась. Это Ольга Ямщикова, Михаил Коростенский, Галина Щемилинина, Людмила Марченко, Римма Портас, Валентина Литвинец, бригадир Василий Подлесняк, Валентина Лалоян, Валентина Габдрафикова и другие. Многие из них также остались жить в поселке Железнодорожном, который стал их второй родиной.

Справка

Хроника строительства линии Хребтовая — Усть-Илимская:

Январь 1966 года — началась прорубка просеки от Хребтовой на Усть-Илимск.

27 декабря 1970 года открыто сквозное движение поездов.

4 ноября 1973 года — линия на отлично принята в постоянную эксплуатацию.