Волшебница в шестом поколении

Выставка работ мастериц из Киренска открылась в Ремесленном подворье
Работа Натальи Каторжной: вышивка бисером по ткани
Работа Натальи Каторжной: вышивка бисером по ткани

Косметичку вышила бисером Елена Анкудинова
Косметичку вышила бисером Елена Анкудинова
Руководитель клуба ремёсел «Светлица» Яна Лаврова
Руководитель клуба ремёсел «Светлица» Яна Лаврова

Рукодельницы Киренска решили объединиться ещё в 2002 году и создали клуб ремёсел «Светлица» при историко-краеведческом музее города. Сейчас в клубе занимаются 55 женщин — плетут из бисера и лозы, вяжут, лепят из глины и солёного теста, выкладывают замысловатые картины в технике квиллинг, создают оригинальных народных кукол. К занятиям рукоделием они привлекают и тех жителей Киренска, кто ещё не понял, насколько благотворно и полезно такое времяпрепровождение, организуют мастер-классы по видам ремёсел для детей и взрослых, проводят праздники, фестивали, ярмарки и выставки.

На выставку в ГБУК ИОДНТ «Ремесленное подворье» приехали руководитель клуба Яна Лаврова и мастерица Зоя Наумова.

— Канзаши, тестопластика, глиняная игрушка — мы много чем занимаемся, — рассказала Яна Лаврова. — В 2017 году открыли новый кружок для детей — «Рукотворушка», обучаем дошколят и детей младшего школьного возраста, преподаём им все техники, которые смогли перенять у наших мастеров. Есть у нас мастер по бисероплетению Наталья Анкудинова: она освоила этот вид рукоделия 14 лет назад, постоянно изучает что-то новое и сумела заразить своим творчеством многих — и меня в том числе. Плести из бисера можно ведь не только фенечки, но и настоящие украшения, которые выглядят почти как драгоценности, и новогодние игрушки на ёлку, и фигурки зверюшек, и букеты из цветов.

Зоя Наумова — мастер по изготовлению традиционной народной куклы. Творчеством она увлеклась всего два года назад. Её работы не только уже завоевали популярность среди жителей Киренского района, но и уехали жить в Японию и Китай.

— Свою основную работу продавца я не бросаю, просто в музее провожу много времени, организую мастер-классы, в основном для детей-инвалидов, потому что моя дочка — ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, — поделилась Зоя Наумова. — Обережных кукол я начала делать два года назад с подачи моей бабушки, Галины Яковлевны. Это семейная традиция, которая передаётся по женской линии, и я уже шестое поколение. Бабушка живёт в Хабаровске. Приехала в гости и сказала: «Я привезла тебе в подарок ткани, нитки — пора, Зоя, начинать». Объяснила мне технику изготовления, раскрыла секреты. Я отказывалась, потому что раньше только немного вязала и была уверена, что не смогу. Но бабушка убедила, что нельзя прерывать семейную традицию, что умение это есть в нашей крови и его нужно только разбудить. Так и получилось: после того как я сделала свою первую куклу, меня стало к ним тянуть. Теперь учу свою дочь — ей 16 лет, и она мне вовсю помогает.

Общее название таких обережных кукол — порванки. Это значит, что во время изготовления ткани не режут, а рвут, не шьют иголкой, а обматывают нитками, которые завязываются на определённое количество узелков. Если это женская фигурка, то у неё должно быть анатомическое сходство, то есть большая грудь.

— Потому что у славян ценились женщины с крупными формами, считалось, что тогда они смогут выкормить много детей, легко успокоить плачущего ребёнка, прижав к груди, — объяснила мастерица.

Во время создания такой куколки Зоя проговаривает про себя определённые слова, которым научила бабушка. И даже нитки, которые остаются от рваных краёв тряпочек, она не выбрасывает, а использует.

— Сейчас Интернет просто наводнён разными народными куклами. Но у них другая технология изготовления, — говорит Зоя Наумова. — У настоящих должны быть обережные кресты, они делаются из нити на самой кукле. Начала я учиться с самой простой — на счастье, и то создавала её четыре с половиной часа, а сейчас могу сделать уже за два с половиной. Нужно соблюдать и определённые правила: во время изготовления нельзя вставать, пока полностью не закончишь, уходить с места тоже нельзя, и работать нужно не на столе, а на коленках. Всё это для того, чтобы кукла действительно помогла человеку.

Мастерица рассказывает, что для помощи в разных сферах жизни нужны разные куклы. Например, недавно в музее женщина спросила у Зои: а есть ли такая, чтобы ребёнок перестал себя плохо вести?

— Специально такой нет, но вот «Берегиня» защищает семью от негатива и приносит успокоение и умиротворение, — говорит Зоя Наумова. — Тот мальчик её взял, дал ей имя, теперь спит с ней, стал вести себя гораздо спокойнее, перестал драться. Когда домой куклу приносишь, нужно определённые слова сказать, чтобы она работала именно на вас.

Есть ещё «Желанница» — с ней нужно постоянно говорить, при этом проговаривая своё заветное желание, и тогда оно исполнится. Но не сразу. Нельзя сказать: «Завтра хочу новый дом», а нужно так: «Вот был бы у нас новый дом, мы бы тебя с собой забрали, мы бы тебя в самое светлое место поставили, ты бы ещё красивее стала». Есть кукла «Подорожница» — самая маленькая по размеру; считается, что она охраняет и защищает от плохого в дороге, а в узелке у неё насыпана гречка, чтобы сытым ехать. Для благополучия в доме подходит «Кубышечка», в неё мастерица закладывает копеечку — на прибыль, травку — чтобы здоровье всегда было, и крупу — чтобы семья сытая была. Считается, что эта кукла — подружка домового, её место на холодильнике.

Для своих оберегов мастерица использует только натуральные хлопчатобумажные ткани, для набивки — вату, а для волос — чистый вычесанный лён. В качестве украшений — ленточки, бусинки. В «Крупеничку» насыпается гречка или рис, в «Богача» — перловка или овёс. Их отличительная особенность в том, что изготавливают их только в сентябре.

— А весной нужно развязать нитки на голове и рассыпать крупу, — продолжает Зоя Наумова. — Таких кукол у меня берут даже для организаций и фирм, чтобы прибыль хорошая была. А рассыпать крупу можно и по территории предприятия или на огороде — чтобы урожай хороший был.

Верить или не верить в чудодейственную силу оберегов — личное дело каждого. Зоя Наумова уверена, что её куклы действительно работают.

— Вот мы приезжали на фестиваль в Иркутск в августе, а на обратной дороге около Магистрального у нас колесо вышло так, что аж балка загнулась, — делится мастерица. — А я только перед этим доставала свою «Подорожницу», она всегда у меня в сумочке лежит. Все удивлялись, что после такой аварии мы остались живы, это чудо какое-то. Я уверена, что нас кукла защитила.

Мастер-класс по изготовлению куклы «Подорожница»
Мастер-класс по изготовлению куклы «Подорожница»