Вместо доедания новогодних салатов

2 января они отправились вокруг Байкала, через реки и сугробы
Главный вызов — знаменитый 110-й зимник, крайне трудно преодолимый участок зимней дороги. Летом там не пройти. 110-м он называется потому, что из всех дорожных столбиков сохранился только тот, что посередине пути, на 110-м километре. Все, кто его достиг, оставляют что-либо памятное. Поэтому там много футболок, дорожных знаков, карт, даже номеров машин и прочего. И не только на русском языке.
Главный вызов — знаменитый 110-й зимник, крайне трудно преодолимый участок зимней дороги. Летом там не пройти. 110-м он называется потому, что из всех дорожных столбиков сохранился только тот, что посередине пути, на 110-м километре. Все, кто его достиг, оставляют что-либо памятное. Поэтому там много футболок, дорожных знаков, карт, даже номеров машин и прочего. И не только на русском языке.

Первое препятствие на зимнике — незастывшая речка — остановило экспедицию часа на полтора. Но лебедка и ломы знали свое дело: в итоге переправились все.
Первое препятствие на зимнике — незастывшая речка — остановило экспедицию часа на полтора. Но лебедка и ломы знали свое дело: в итоге переправились все.
Горячий обед прямо на дороге в минус 35С обладает особой прелестью.
Горячий обед прямо на дороге в минус 35С обладает особой прелестью.
Курорт минеральных источников «Дзелинда» — прекрасный контраст теплой воды и морозного воздуха, нет ничего лучше. Только тапочки прилипают ко льду, пока ты идешь в купальнике в бассейн.
Курорт минеральных источников «Дзелинда» — прекрасный контраст теплой воды и морозного воздуха, нет ничего лучше. Только тапочки прилипают ко льду, пока ты идешь в купальнике в бассейн.

Действительно, кто-то, лежа на диване и допивая утреннее шампанское, покрутит пальцем у виска: 2 января отправляться в стужу и бездорожье черт знает зачем? Но они — группа иркутян и ангарчан — решили, что в новогодние праздники путешествие с немалой долей экстрима ценнее того жирка, что за каникулы образуется в районе бывшей талии у некоторых земляков. Предлагаем выдержки из дневника одного из участников этой экспедиции.

…Мы уже возвращаемся в Иркутск. Снежинки роятся в свете фар, обгоняем красные огни попуток — по темному заснеженному Качугскому тракту в город мчатся три джипа, и еще один ушел ранее на Малое Море. Трудно представить себе усталость водителей, ведь в этот день мы преодолели расстояние от Северобайкальска до Иркутска, а это порядка 900 км. Наше большое автомобильное путешествие вокруг Байкала завершается. Пройдено без малого 2400 километров по маршруту Иркутск — Улан-
Удэ — Горячинск — Усть-Баргузин — Кучегэр — Новый Уоян — Северобайкальск — Жигалово — Иркутск, включая знаменитый 110-й зимник.

Выехали рано, был сильный мороз

Поездка задумывалась еще в ноябре. Каждым из участников двигал собственный интерес, но общим для всех было желание увидеть зимой Баргузинскую долину, проехать сказочными лесными дорогами, искупаться в горячих минеральных источниках, полюбоваться сияющими горными вершинами вдоль трассы БАМа в Северобайкальске.

Но главным вызовом должен стать 110-й зимник — крайне трудно преодолимый участок дороги между восточным побережьем и севером Байкала, проехать который представляется возможным только зимой. Несмотря на немногочисленные отчеты безумцев, отважившихся на поездку в другое время.

Надо сказать, экспедиция отличалась гибким подходом к участию: за время пути по Бурятии к нам присоединялись еще несколько экипажей. Людям было важно оставаться независимыми от общей группы, но при этом следовать вместе, и наш руководитель Дмитрий Габидулин отнесся к этому нормально. Общее количество путешественников установить трудно, но на общей экскурсии по Улан-Удэ я насчитала более тридцати человек, из них порядка десяти детей младшего школьного возраста. Некоторые экипажи доехали с нами аж до Кучегэра, а затем повернули назад. В результате к зимнику подошли три «Ленд Круизера» и «Ховер», в них 18 участников, включая двух маленьких девочек.

Выехали из Иркутска рано утром 2 января, был сильный мороз. Приподнятое настроение, зимняя трасса, речки, мосты, еще не замерзший Байкал по левую сторону, хорошая компания, музыка. Уже к обеду добрались до столицы Бурятии и отправились на городскую площадь. Поздоровались с головой Ильича, подивились на улан-удэнскую елку — она собрана из настоящих деревцев. А когда стемнело, пошли гулять по городу под руководством гида Даримы. Мы никогда не увидели бы лучшие достопримечательности города без опытного гида, которая управляла кавалькадой наших машин. Всем очень понравилось и обошлось по символической цене.

Мороз крепчал, начиналась пурга

Переночевали и двинулись дальше на север. Мороз все крепчал, усилился ветер, началась пурга. Как оказалось, сразу после того, как мы проехали, трассу закрыли из-за метеоусловий. Так что нам повезло.

Дальше наш путь лежал в поселок Усть-Баргузин. Толстый-толстый слой снега на крышах. Ветер и очень холодно, снимать на телефон больше минуты невозможно, пальцы замерзают моментально. Разместившись в гостинице, отправились в термальные источники в Гусихе. Было уже темно, мы ехали по красивейшей лесной дороге, как в Берендеевом царстве. Казалось, что с любой стороны могут выскочить на нас таинственные лесные снежные существа... Не заметили поворота и проскочили на десять километров вперед. Наконец, нашли дорогу.

Такого царства снегов, таких толстых снежных перин давно не доводилось видеть. Оказалось, что температура термальных вод 72 градуса. С вечера воду заливают в небольшой бассейн, чтобы к утру она остыла до 30 градусов. К нашему приезду в женской купальне было горячо, а у мужчин вполне сносно. Когда мы приехали туда утром, поменялись бассейнами.

Сказочные дали у деревни Суво

А на трассе утром случилась первая поломка — одна из машин пробила колесо. Замена. Дорога лежала через занесенную снегами Баргузинскую долину. Чтобы увидеть памятник природы, который называют Садом камней или Замком, у деревни Суво, пришлось свернуть с трассы. И величественные скальники на снежных склонах были нам наградой. Редкий ландшафт, другая планета, место, где можно снимать фантастические фильмы, и внизу, у подножия гор, совсем небольшая деревенька, которой посчастливилось оказаться в этих сказочных местах.

Возвращаясь на основную дорогу, проезжали множество деревушек, небольших речек, проток Баргузина, смотрели на стада флегматично шествующих домой коров и, оказавшись на трассе, повернули немного назад, чтобы заехать в дацан богини Янжимы. Расположенный в горах, он встретил нас приветливо, без ветра, и некоторые из нас решили пробежаться по тропе к лику богини, проступающему на скалах.

Кафе, магазины и заправки заканчиваются на восточном берегу в Курумкане. Мы пополнили запас бензина, перекусили, двинулись в путь и заночевали в Кучегэре — последнем населенном пункте перед марш-броском по 110-му зимнику. Это тоже курорт горячих источников. Запомнились хорошо натопленные домики с большими печами и невероятные, избыточно роскошные намороженные куржаки на ветвях вблизи ванн.

Ранним утром, затемно, четыре наших внедорожника выехали из Кучегэра, чтобы затемно проехать ровную часть пути и выйти на зимник, когда рассветет.

Зимник, знаменитый своей непроходимостью

Если, находясь в Кучегэре, спросить Гугл, как добраться до Северобайкальска, он покажет вам путь в обход Байкала длиной более двух тысяч километров. Почему? Потому что этот 200-километровый участок дороги — 110-й зимник — летом, весной и осенью в принципе не проходим нормальными людьми. И только совершенно отмороженные джиперы и мотоциклисты, которым не жалко технику, изредка берут его штурмом.

Зимой, когда камни забивает снегом, а его здесь много-много, состояние дороги чуть лучше, но все равно поездка в одиночку, да еще в мороз, чревата тем, что можно там и остаться. Скажу честно, было страшно. Оптимизма придавало только то, что руководитель экспедиции Дмитрий Габидулин взял с собой жену Татьяну и двух маленьких дочек, которые стоически пережили все тяготы пути. Быть женой путешественника — это особая судьба. Чтобы не изводить себя тревогами и волнениями за мужа, Татьяна Габидулина, главный редактор ангарской газеты, решительно сопровождает мужа во всех его поездках, а дочкам и выбирать не приходится. Глядя на этих маленьких девочек, диву даешься, сколько в них терпения: ни тебе нытья, ни жалоб, ни истерик. В принципе, таких детей можно брать с собой хоть десять, но даже двух других таких не найти.

Штурм ледяной реки 

Первое препятствие не заставило себя долго ждать — незастывшая речка остановила нашу экспедицию часа на полтора. Пассажиры вышли, и джип лидера Сергея Волокитина предпринял штурм. И сначала атака удалась: передние колеса успешно встали на льдину, но задние предательски сползли в воду. Этот драматичный момент мы успели заснять на видео, хотя долго снимать было невозможно — мороз в то утро достиг 35 градусов. Жалея машину, Сергей начал вытягивать ее лебедкой, закрепив за дерево. Через некоторое время это удалось сделать. Следовавшие за ним джипы также не смогли преодолеть водную преграду за раз, их тоже вытягивали тросами. Наконец, все экипажи оказались на другом берегу, мы задобрили духов и отправились дальше.

В этот день природа подарила нам самые превосходные виды. Отчаянный ультрамарин, разлитый в небесах, голубые снега, серпантин горной дороги — все это позволило сделать сумасшедшей красоты снимки, от которых перехватывало дыхание.

Что такое 110-й зимник в целом? Это потрясающе красивая горная лесная дорога, озаренные солнцем вершины Баргузинского хребта. Зимник называется 110-м потому, что из всех дорожных столбиков, оставшихся после строительства, сохранился только тот, что посередине пути, на 110-м километре. Отмечая посещение, все, кто его достиг, оставляют что-либо памятное. Поэтому там много футболок, дорожных знаков, карт, даже номеров машин и прочего, и не только на русском языке.

Мы тоже сфотографировались в этом значимом месте, отметив кульминационный момент путешествия. Здесь мы зачем-то обедали два часа, сожгли по 20 литров на обогрев машин и поехали на вторую половину пути. В нужное время произошла встреча с молодыми джиперами, следовавшими в противоположном направлении из Нового Уояна.

Ремонты на морозе

Казалось, нам сопутствует удача. Но дальнейший путь заставил водителей проклинать все на свете, потребовал от них всего мужества, хладнокровия, технической и водительской компетентности и всего того, что нужно для устранения аварий на страшном морозе.

Наш прекрасный водитель, лидер экспедиции Сергей Волокитин — командир, о котором может только мечтать любой экипаж. Джип Сергея оказался наиболее подготовленным к своей миссии лидера. Сергей проявил себя отличным техником, каждый раз бросаясь на помощь товарищам, пробившим колеса, напоровшимся на камни, застрявшим в льдинах на броде через речку. И все это на страшном морозе! Хотя сам он говорит, что было жарко. Потому что приходилось быстро двигаться.

Сменив еще одну запаску, неоднократно садясь на камни, колонна из четырех внедорожников наконец достигла озера Иркана, а от него рукой подать до Нового Уояна. В общем, мы воочию убедились в том, что зимник — крайне сложная, экстремальная для прохождения трасса, и к техническому оснащению автомобилей должна быть приложена немалая личная удача участников. И слава богу, нам ее хватило.

Север Байкала и путь домой

И еще один ясный день был подарен нам, когда мы сполна насладились изумительной красотой северного Байкала. По дороге в Северобайкальск мы не могли не посетить курорт минеральных источников «Дзелинда». Для любителей ощутить температурный контраст теплой воды и морозного воздуха нет ничего лучше. Тапочки прилипают ко льду, пока ты идешь в купальнике в бассейн.

Закат полыхал на Байкале, когда мы приблизились к стеле в Нижнеангарске. И здесь к нашей группе бесстрашно подошла пушистая рыжая красавица; нисколько не смущаясь, она продефилировала перед группой туристов, интересуясь вкусненьким. Получив сосиску, она зарыла угощение в снегу и пришла за следующей порцией.

Наконец, мы добрались до Северобайкальска, разместились в современном хостеле. Все в нем было на редкость продуманным и комфортным. Программа тура была интересной. Утром посетили районный краеведческий музей в Нижнеангарске с богатой экспозицией: быт эвенкийских поселений, местные традиции, история БАМа и многое другое.

А следующим утром уже мчались в Иркутск через перевал Даван по автодублеру БАМа. Это также один из самых красивых участков дороги…

Удивительно, но на безлюдном зимнике в таежной глуши попадаются встречные автомобили — с такими отмороженными путешественниками на борту.
Удивительно, но на безлюдном зимнике в таежной глуши попадаются встречные автомобили — с такими отмороженными путешественниками на борту.