Великий учитель, широкой души человек

Ветеран Аркадий Тычина привил детям любовь к природе и малой родине
Аркадий Степанович с головой уходил в работу. Считал, что только любовь и справедливое отношение к детям могут сделать из них настоящих граждан страны.
Аркадий Степанович с головой уходил в работу. Считал, что только любовь и справедливое отношение к детям могут сделать из них настоящих граждан страны.

Выпускники Александровской школы со своим классным руководителем А.С. Тычиной, 1972 г.
Выпускники Александровской школы со своим классным руководителем А.С. Тычиной, 1972 г.

Мы вновь публикуем письма читателей о наших героях войны. В редакцию пришло письмо от Елены Хазиевой, учителя Александровской школы Боханского района. Она направила нам воспоминания о ветеране ВОВ, учителе географии Аркадии Степановиче Тычине, а также о солдатской вдове Марии Степановне Будиной. Письма большие, поэтому в этом номере мы печатаем одно из них.

«75 лет отделяют нас от того времени, когда отгремели последние залпы войны. Давно засыпаны или распаханы фронтовые окопы и траншеи, отстроены разрушенные города и села. О минувшей войне, ее беспримерных тяготах, огромных жертвах мы знаем только из книг и кинофильмов, из рассказов дедов, отцов, учителей — ветеранов былых сражений. С гордостью и благодарностью мы произносим имена воинов, и среди них имя нашего односельчанина, учителя географии и НВП Александровской школы Аркадия Степановича Тычины.

Он родился 14 ноября 1920 года в деревне Шадуре Житомирской области. В их семье было два сына и две дочери. Жили в маленькой хатке. Конечно, было тесно, но все жили дружно. Отец был очень трудолюбивый, приходилось работать на разных работах, лишь бы прокормить свою семью. Мать хлопотала по хозяйству и растила детей. В 1930 году началось переселение в Сибирь, и родители Аркадия, воодушевленные заманчивыми перспективами, уехали туда, надеясь, что скоро вернутся, заработав деньги.

Аркадий Степанович вспоминал: «Я остался у дяди, пас гусей, лошадей, купался, бросая гусей, а гуси, оставшись без присмотра, залезали в чужие огороды. Дядя, не жалея сил, порол меня на совесть. После очередной порки я убежал к своим родителям в Сибирь. Они жили в 70 верстах от Иркутска. Село называлось Александровское. Здесь начал учиться, помогал родителям. Они, устроившись, не собирались обратно. Жизнь в этом красивом селе была намного проще, спокойнее. Окончив школу, пошел учиться в иркутское училище. Чтобы прокормить себя, я в ночное время подрабатывал на железной дороге, разгружал вагоны, а днем учился. Было трудно, но учебу я не бросил. Получил образование: учитель начальных классов. Стал работать в школе. Учителя делились опытом с молодым педагогом, помогали мне в проведении уроков. Спустя некоторое время меня перевели в Тельму, где я продолжил работу в детской колонии. Весной 1939 года призвали в армию. Службу проходил на Дальнем Востоке, учился в школе сержантов. После учебы направили продолжать службу в Уссурийский край. Это было перед самой войной.

А затем отсюда эшелоны сибиряков ехали на фронт на защиту Родины. В этих эшелонах ехал и я. Первые дни были под Ленинградом, где-то в болотах Тихвина. Когда фашисты подошли к Москве, сибиряков с тихвинского направления перебросили под Москву — на Можайск. Победа ковалась с первых дней войны. Каждая капля пролитой крови не была напрасной. Важен был каждый день и час, на который останавливали стремительный прорыв немецких войск к Москве. Красноармейцы сражались с неимоверным мужеством и отвагой, находясь в сложном положении и нередко в безвыходных ситуациях. У командиров не было времени писать донесения о героизме своих солдат, поэтому мы многое не знаем о первых днях войны. В одном из сражений, на Бородинском поле, был ранен, осколок снаряда ударил в голень. Никогда не думал, что буду защищать родную землю на знаменитом Бородино. Как в 1812 году наши прадеды отстояли свободу и независимость нашей страны, так же и мы гнали фашистов с родной земли.

При отступлении наших войск раненые, в том числе и я, остались на позициях, санитары не успели нас забрать, а немцы тут как тут. Тяжелораненых добивали, а нас, способных еще двигаться, бросили в огромный сарай. Лежали в зимнее время на голой земле. Жители Можайска передавали каким-то чудом еду бойцам. Не знаю, что с нами произошло бы, если б внезапно не начался бой. Немцы начали расстреливать раненых в упор. Раненый в голову и руку, я чудом остался жив. Спасибо разведчикам, которые спасли нас. А потом госпиталь, сначала в Москве, а потом в Рязани. Еле-еле поставили на ноги, фактически вырвали из рук костлявой. Отправили долечиваться домой. Доехал до Усолья-Сибирского, переправился через Ангару, а до села пятнадцать с гаком. Какой-то мужичок из соседнего села Горохово подвез на телеге до родного села. Поздней ночью 1941 года пришел, вернее, приковылял к матери, постучал в окошко. Она испугалась, открыв мне дверь, думала, что это сон. Сколько было радости. «Живой, живой», — твердила мама. Подлечился и пошел работать в школу. Мужчины-учителя в первые дни войны ушли на фронт. Был учителем начальных классов, преподавал в старших. В 1943 году женился на Людмиле Осиповне, которая тоже работала в школе, в начальных классах. Поступил на заочное отделение в педагогический институт, после его окончания стал вести уроки географии. В 1945 году родился сын Юрий, через два года — дочь Лариса. Жизнь продолжалась. Сын окончил ИВАТУ и уехал служить на юг. Испытывая новый самолет, погиб при исполнении служебных обязанностей. Дочь окончила школу с золотой медалью, работает в городе Ангарске. Долгое время с нами жила моя мама, отец умер раньше.

Работая в школе, отдавал ей всего себя. Любил свой предмет, а больше всего учеников. Учил детей, учил быть людьми, любить природу, свою малую родину, уважать старших, не обижать слабых. Предложили военную подготовку учащихся старших классов. Так стал военруком. Да! Война закончилась, но раны продолжали беспокоить по ночам. Старался с головой уйти в работу. Был вне-штатным корреспондентом районной газеты «Сельская правда». Писал статьи о патриотическом воспитании подрастающего поколения, составлял сценарии для выступления в сельском клубе. Особенно любил играть в шахматы, выступал на районных соревнованиях, где занимал призовые места. Научил играть и детей, и взрослых. С детьми ладил, считал, что только любовь и справедливое отношение к детям могут сделать из них настоящих граждан страны. Я любил свою работу, свою профессию, профессию учить детей любить свою Родину, быть достойным гражданином своей страны».

Мы, школьники, уважали своего учителя. Он учил нас любить свой край, родное село. Говорил, что как бы ни огромна была наша Земля, а Родина у нас одна, и любить ее — значит, быть настоящим патриотом своей страны. На уроках географии было интересно. Рассказывая новый материал, учитель связывал его со своими воспоминаниями о войне. Москва. Бородино. Кутузов. Политрук Клочков… Он был для нас не просто учителем, он был для нас старшим товарищем, очевидцем тяжелых боев, очевидцем страшных злодеяний фашистов…

С каждым годом здоровье становилось хуже. Сколько раз мы, его ученики, видели, как ему приходилось трудно, еле-еле шел домой после уроков, а школа находилась далеко от дома, это сейчас она в черте села. Назавтра он уже веселый и жизнерадостный. Аркадий Степанович вел большую общественную работу среди населения. Был председателем совета ветеранов, заботился, помогал участникам войны, вдовам. Помогал доставать холодильники, стиральные машинки, которые раньше можно было получить только по записи. Ежегодно в День Победы на концерте Аркадий Степанович играл на балалайке. Здоровье становилось все хуже. Врачи предложили ложиться в больницу и ампутировать ноги, так как началась гангрена, но герой войны не дал согласия. Знал, что сердце не выдержит наркоз. 27 декабря 1991 года ветерана не стало. Он прожил прожил 71 год. Учитель с большой буквы!

Я хорошо помню Аркадия Степановича, с малых лет. Он ходил мимо нашего дома в школу, потом был моим классным руководителем. Сколько сил, энергии надо было иметь, чтобы с нами возиться. Это сейчас я, работая в школе, понимаю своего учителя, своего наставника, что работа, а вернее школа и ее ученики, лечит нас в трудную минуту, что на детей нельзя обижаться, что они балуются не со зла. Школа — это наша пристань. Я многое взяла для себя от любимого учителя — гвардии старшего сержанта, ветерана Великой Отечественной войны Аркадия Степановича Тычины, награжденного орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией» и многими юбилейными наградами. Память помогает мне в работе, особенно в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения. В школьном музее со стенда глядит на нас с улыбкой мой классный руководитель, наставник, учитель, ветеран ВОВ гвардии сержант Аркадий Степанович Тычина.

Память осталась в сердцах его учеников, в сердцах тех, с кем он рядом работал. Верю, что будет кому помнить и сохранять память о великом подвиге нашего народа, который начинался на первых рубежах войны, в котором участвовал и гвардии сержант Аркадий Тычина. И память останется навеки, а связь времен никогда не прервется.

Подготовила Елена Николаевна Хазиева — учитель истории, обществознания, краеведения, руководитель ВПК «Звезда», пионерской и комсомольской организаций МБОУ «Александровская СОШ» Боханского района Иркутской области.

В первом ряду слева А.С. Тычина, в центре директор школы И.П. Лобанов, 1964 г.
В первом ряду слева А.С. Тычина, в центре директор школы И.П. Лобанов, 1964 г.