«Велика Россия, а отступать некуда…»

Любого здравомыслящего человека в нынешнее время мучает вопрос: куда идёт Россия, что будет с ней завтра, послезавтра, через десять лет? Невольно проводишь черту: а что же удалось сделать за последние 30 лет? Как бы это ни звучало печально, но за это время накуролесили очень много. Наверное, не надо детализировать то место, где находится сейчас наша экономика в сфере производства. После ухода подавляющего большинства иностранных фирм, разместивших у нас производство (в основном отвёрточное), в России теперь нет ни «отечественных» автомобилей, ни станков и агрегатов, ни запча­стей к ним, ни необходимой элементной базы для приборостроения. А сколько так называемых дости­жений на весь мир рекламировали наши «самые талантливые» менеджеры? И где эти достижения?

Может, в других направлениях имеются великие достижения? Например, в здравоохранении? И тут основной принцип – снижения издержек и максимизации доходов – сработал в направлении развала известной на весь мир системы «охраны здоровья и предупрежде­ния болезней», которая была создана нашими предками. Недав­ние события с COVID-19 убеди­тельно показали, что здравоохра­нение «умелыми» менеджерами превращено в здравозахоронение, но при максимальной доходности фармакологической отрасли.

В качестве наглядного контрар­гумента нужно привести уже почти забытую страницу истории нашего государства. В 1959 году возникла вспышка чёрной оспы – смертель­ного инфекционного заболевания, которую героическим трудом меди­ков и правоохранительной системы удалось купировать и подавить за пару-тройку недель. Не без жертв! Но не таких огромных, как в случае с модной болезнью.

Дальше. Взять образование. Чем мы сейчас можем гордиться? Пом­нится, после запуска СССР в 1957 году искусственного спутника Зем­ли в США была создана комиссия Конгресса по установлению при­чин опережения США Советским Союзом. Третьей по значимости была «советская система образова­ния»! А в нынешние времена как с этим вопросом? А никак! Дети, чьи родители имеют возможность нанимать репетиторов, ещё что-то знают, остальные часто не могут ответить даже на элементарные вопросы. Этим летом ВЦИОМ проводил опрос и выяснилось: треть россиян считает, что Солнце вращается вокруг Земли.

В то же время министр образо­вания Сергей Кравцов всячески поддерживает любые начинания, только бы оказаться подальше от советского опыта. Ведь когда народ глуп, им легче управлять.

Последним изыском министер­ства образования стало создание портфолио на школьников. Это целое досье, где учитываются оценки, увлечения, здоровье, све­дения о родственниках, участие в мероприятиях и даже посты в соц­сетях с выражением каких-то взглядов. На основе этих данных при помощи искусственного интеллекта будет формироваться так называемая траектория разви­тия. То есть искусственный интел­лект будет определять, кем быть интеллекту естественному.

Вопросов к такому подходу уйма. Во-первых, персональные данные. Как можно обеспечить их сохран­ность, если чуть ли не каждый месяц СМИ сообщают о взломах и утечках баз данных клиентов, посе­тителей и т.п.? Другой аспект – известно, что подавляющее число известнейших людей коренным образом меняли свою судьбу. Так, например, Уолт Дисней был уволен из газеты за недостатком идей, Менделеев имел тройку по химии, Эйнштейн не говорил до четырёх лет, и учитель характеризовал его как умственно отсталого человека. И таких примеров история знает очень много! Внедрение траекторий развития хорошо для создания так называемого служебного человека, но ведёт к деградации общества.

В современной школе и с про­граммой далеко не всё идеально. Например, на историю Великой Отечественной войны в учебнике истории выделена пара страниц! А в некоторых учебниках можно най­ти и грамматические ошибки. И это ещё не самое главное! Главное – в другом. Методика обучения построена так, что ребёнка должна учить семья, а школа может только подсказать и посоветовать, как это делать. И это не выдумка!

Советская система образования строилась на чётком усвоении уче­никами базиса знаний, а потомна развитии, т.е. применении полу­ченных знаний. Нынешняя в боль­шей степени пытается привить способность размышлять. Но как можно размышлять, не имея осно­вы? Отсюда и «клиповое мышле­ние». Современные дети неспособ­ны осмысливать и усваивать боль­шие объёмы информации.

Ну и куда же без цифровизации в виде МЭШ – московской элек­тронной школы? Эта компьютер­ная «игрушка» наносит огромный ущерб здоровью. Другая сторона – содержание этой «игрушки» в виде тестов. Некоторые вопросы ставят­ся так коряво, что даже взрослый человек не может выбрать пра­вильный вариант ответа!

Почему так происходит? Ведь многое противоречит здравому смыслу и интересам общества. И тут достаточно вспомнить народ­ную мудрость «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», чтобы хорошо понимать, куда ведут нашу страну.

На заседании G20 в Индонезии в заключительной части мероприя­тия перед главами государств выступал не кто иной, как Клаус Шваб, немецкий экономист; осно­ватель и бессменный президент Всемирного экономического форума в Давосе. В своей речи он указал, что «то, с чем нам прихо­дится сталкиваться, – это глубокая системная и структурная пере­стройка нашего мира… и мир будет выглядеть по-другому после того, как мы пройдём через этот пере­ходный процесс». Ну, что ж, это речь явно представителя мировой закулисы, решающей, как жить всему человечеству дальше. Только вопрос: а как само человечество считает?

Огромное внимание ВЭФ уде­ляет цифровизации, переводу эко­номики на электронные деньги, внедрению искусственного интел­лекта, «модернизации» человека. Это достаточно нашумевшая и усиленно внедряемая у нас в стране тематика. Идёт явный сбор персо­нальных данных, распознавание человека по биометрии и прочее подобное. Очевидно, что в сочета­нии с «применением эксперимен­тальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций» (наше пра­вительство на своем новоязе это называет именно так) у нас хотят повторить и превзойти китайский вариант – устроить «цифровой концлагерь» для улучшения управ­ляемости населения. На это тра­тятся астрономические ресурсы, хотя есть куда более насущные проблемы практически во всех сферах. При этом, конечно же, власти плевать на вполне веские аргументы, в частности, на весьма вероятные утечки персональных данных либо намеренную их про­дажу. Я бы сказал, последнее в нашей стране почти неизбежно.

К сожалению, в нашей стране идеи Клауса Шваба получают серьёзную поддержку на самом высоком уровне. Так, в октябре 2021 года вице-премьер Дмитрий Чернышенко и управляющий директор Всемирного экономиче­ского форума Бёрге Бренде подпи­сали меморандум о создании в России Центра четвёртой про­мышленной революции. В инфор­мационном сообщении на сайте правительства РФ указывалось: «Центр поможет в реализации гло­бальных проектов ВЭФ в России … совместно с ВЭФ планируется развернуть проекты в области при­менения экспериментальных пра­вовых режимов, искусственного интеллекта и Интернета». О каком государственном суверенитете может идти речь, если на прави­тельственном уровне привлекают иностранного участника в «право­вом эксперименте», причём с весь­ма своеобразной репутацией?

Давайте посмотрим, откуда ВЭФ черпает своих последовате­лей и пособников? В каждой стра­не есть группы лиц, которые так или иначе на слуху и влияют на общественное мнение. И вот таких людей Форум привлекает для обу­чения. До недавнего времени упор делался на 30–40 летних, а теперь «возрастной ценз» снизился до 20–30-летних молодых людей.

По завершении подготовки многие рано или поздно возглавля­ют крупные коммерческие, обще­ственные и правительственные организации. То есть проводится подбор, подготовка и продвижение кадров на должности, с помощью которых можно влиять на обще­ство и государство.

Известно, что «выпускниками» такого Форума среди прочих были Ангела Меркель (канцлер ФРГ), Эмманюэль Макрон (президент Франции), Джастин Трюдо (пре­мьер-министр Канады), Урсула фон дер Ляйн (глава Еврокомис­сии), Энтони Фаучи (главный санитарный врач США), Тедрос Гебрейесус (глава ВОЗ), Герман Греф (глава Сбербанка) и многие его заместители, Кирилл Дмитриев (глава РФПИ), топ-менеджеры банка ВТБ, Алексей Пушков (сена­тор СФ).

Тот же Клаус Шваб рассуждал, что «происходит столкновение между государственным капиталом и капиталом заинтересованных сторон. Я считаю, что будущее за капиталом заинтересованных сто­рон». Таким образом Шваб откры­тым текстом указывает своим «соратникам», что в будущем миром будет править капитал, а не национальные правительства.

И тут нужно вспомнить слова Жореса Алферова: «Если гражда­нина заставляют платить за образо­вание и медицинское обслужива­ние, пенсию накапливать из соб­ственных средств, жильё и комму­нальные услуги оплачивать полно­стью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство? С какой стати я должен ещё платить налоги и содержать безумную армию чиновников? Я всегда на всех уров­нях говорил, что здравоохранение, образование и наука должны обе­спечиваться из бюджета. Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам будет гораздо легче!»

Пришло время, когда мы долж­ны перестать верить в убаюкиваю­щие сказки «в мировую интегра­цию» и пробудиться от летаргиче­ского сна, в котором «за наши нефтегазовые деньги мы купим всё». В таком случае что же надо делать? На ум приходит пока толь­ко одно, как в том анекдоте, когда в организации дела плохи, то «не кровати надо переставлять места­ми», а работников менять! При этом подбирать их не по красивым речам и глазам, а по деловым, про­фессиональным и личностным качествам. Пока люди такие ещё остались…