В шапке, с ноутбуком, на крыше бани

Особенности дистанционного обучения школьников
Текст: Татьяна Подкуйченко , Фото: Ольга Игошева и из соцсетей , Копейка , № 16 от 13 мая 2020 года , #Общество
Высидеть 40 минут перед экраном школьникам трудно: кот забирается на колени, нерастраченная энергия мешает определить спряжение и вычислить время движения поезда из пункта А в пункт Б
Высидеть 40 минут перед экраном школьникам трудно: кот забирается на колени, нерастраченная энергия мешает определить спряжение и вычислить время движения поезда из пункта А в пункт Б

Власти Пермского края пообещали поставить на учёт нескольких школьников из села Новопетровка, которых на днях засекли на старой телевизионной вышке. Дети залезли туда, чтобы отправить учительнице домашнее задание: на высоте сигнал Интернета лучше. Ранее жители посёлка просили власти улучшить качество Интернета. Учитель математики Маргарита Хабибрахманова подтвердила:  на дистанционном обучении у неё проблемы с проверкой заданий, загрузка идёт очень медленно. Местные чиновники решили наказать педагога, рассказавшего о проблеме. В управлении образования заявили, что Хабибрахманову привлекут к дисциплинарной ответственности.
Власти Пермского края пообещали поставить на учёт нескольких школьников из села Новопетровка, которых на днях засекли на старой телевизионной вышке. Дети залезли туда, чтобы отправить учительнице домашнее задание: на высоте сигнал Интернета лучше. Ранее жители посёлка просили власти улучшить качество Интернета. Учитель математики Маргарита Хабибрахманова подтвердила: на дистанционном обучении у неё проблемы с проверкой заданий, загрузка идёт очень медленно. Местные чиновники решили наказать педагога, рассказавшего о проблеме. В управлении образования заявили, что Хабибрахманову привлекут к дисциплинарной ответственности.

Первые дистанционные занятия у девятиклассника Иркутской вальдорфской школы проходили весьма экзотично — на крыше бани.

Выяснилось это, как водится, случайно: учительница обратила внимание на необычную форму школьника и поинтересовалась, почему он на занятиях, пусть дистанционных, в шапке и рукавицах… Оказывается, старшеклассник в это время гостил у бабушки с дедушкой в Марково Иркутского района, где, несмотря на близость к областному центру, Интернет хромает. Более-менее устойчивая связь — на возвышенности. Для этого школьник выбрал крышу бани: тяга к знаниям, достойная похвалы.

Спешный переход на обучение в режиме онлайн показал, что далеко не все родители и ученики готовы к такой форме получения знаний. Даже многие иркутяне столкнулись с элементарной проблемой связи — много населённых пунктов, где сигнал настолько слаб, что видеосвязь либо совсем невозможна, либо картинка сильно тормозит, превращая уроки в бесполезные занятия.

К тому же не у всех детей есть техническая возможность учиться дома: у кого-то нет компьютера, у других нет возможности приобрести веб-камеру или микрофон. А в отдельных семьях возник вопрос, как же разделить один компьютер между мамой, папой и ребёнком, ведь на удалёнку перешли не только школьники, но и их родители.

Что делать, если в семье два-три школьника? Зачастую компьютер нужен всем одновременно. Неспроста продажи ноутбуков росли по мере увеличения числа заболевших коронавирусом. Радужные перспективы продажников порушило усиление режима самоизоляции — магазины закрылись.

Мамы и папы учеников по-разному характеризуют образовательный процесс: одни обвиняют учителей в большом объёме домашних заданий, другие с пониманием относятся к сложившейся ситуации и осознают, что педагогам также приходится подстраиваться под нововведения. В основном же работа учителя сейчас заключается в отправке заданий по мессенджерам, введении онлайн-уроков в программах Skype или Zoom, а также в общении с учениками с помощью образовательных платформ «Учи.ру», «ЯКласс» и других.

— Сначала нам выделили платформу «Учи.ру», — рассказывает Ольга Игошева, мама ученика 4-го класса иркутской средней школы № 23. — На ней общение не складывалось: учительницу слышали плохо, а когда на урок заходил весь класс, сайт то обрушивался, то не пускал последних входивших. У нас нет онлайн-камеры, поэтому моего сына учительница не слышала и не видела, а он не мог ответить. Решили перейти на платформу Zoom. На неё зайти можно через телефон, у всех есть и видео, и звук. Правда, некоторые юные хакеры уже научились выключать и то и другое. Конкретно у нашего класса есть два варианта сдачи выполненного домашнего задания: сфотографировать и отправить на почту учительнице или раз в неделю отнести в школу. Там при входе поставили специальный стеллаж, выделили место для каждого класса, учитель по возможности заезжает и забирает выполненные задания.

На Zoomе, поскольку всех видно и слышно, многие пользователи имели возможность наблюдать утренние будни ученических семей: на заднем плане мяукали коты, лаяли собаки, бегали сёстры или братья, мамы, собираясь на работу, ходили с полотенцами на головах, а папы с голыми торсами, заваривая кофе, брякали ложками в кружках.

— У нас в первый день была подобная ситуация, после чего учительница попросила родителей выделить детям отдельное рабочее место, — поделилась Ольга.

В онлайн-обучении есть свои плюсы и минусы. Положительные стороны мама четвероклассника видит в освоении ребёнком основных функций компьютера — например, набор текста в Word, работа с почтой и фотографиями. До этого мальчик разбирался только в своих играх. Отрицательные моменты тоже есть. Если во время обычной учёбы у парня есть возможность дойти до школы и обратно, погулять на улице — одним словом, выплеснуть энергию, то сейчас высидеть перед экраном и сконцентрироваться на получаемой информации трудно: рядом родители, хочется погрызть печенье, кот забирается на колени, нерастраченная энергия мешает выполнять морфологический разбор слова и определять спряжение. Нет и эмоциональной связи с учителем: на уроке живой человек может удерживать внимание тридцати трёх мальчишек и девчонок, а через цифровое окошко это сделать почти нереально.

— И всё же я благодарна нашей учительнице Наталье Леопольдовне за то, что она не перегружает детей, не задаёт много домашней работы, в отличие от педагогов по английскому, которые однажды отправили тесты на 48 заданий, — говорит Ольга. — Я понимаю, что трудно сейчас всем — и детям, и родителям, и учителям. Хорошо хоть по физкультуре не задают написание рефератов и докладов.

Гаджеты как вызов времени

Учитель русского языка и литературы Иркутской вальдорфской школы Инна Куликова спокойно относится к дистанционному обучению. Хотя изначально, с учётом специфики вальдорфской педагогики, школа не была готова к переходу на такой тип работы. В школе считают, что ничего хорошего от раннего общения детей с электронными средствами и гаджетами ожидать не стоит. Всему, как говорится, своё время. Однако сейчас уроки проводятся по расписанию и каких-либо проблем уже не возникает. Школа восприняла этот процесс как вызов и как временную необходимость.

— Я классный руководитель 9-го, выпускного класса, — рассказывает Инна Вячеславовна. — На момент карантина учебная программа в целом была пройдена и оставалась только эпоха геометрии и немного физики. Поэтому наша задача заключалась в подготовке к преподаванию именно этого учебного материала. Неделя ушла на то, чтобы с родителями выяснить, насколько семьи технически оснащены. И через неделю мы начали вести ежедневные уроки: по два часа у ребят была геометрия, потом, на третью неделю, мы ещё подключили один урок русского в качестве консультаций для подготовки к экзаменам, а на четвёртую неделю у ребят началась алгебра. По физике дети написали проверочную работу, пару тем пришлось перенести на следующий год или на самостоятельное изучение — для тех, кто не идёт в 10-й класс нашей школы. Вообще, мы отменили отдельные предметы, которые дистанционно преподавать невозможно: рукоделие, ремесло, живопись и музыку тоже. Мы оставили только то, что реально необходимо для экзаменов.

Учитель русского и литературы не жалуется на повышенную нагрузку, она жалеет только о том, что многое пришлось отменить. Инна Вячеславовна не смогла исполнить с ребятами военные песни на очередном концерте, посвящённом Дню Победы, скорее всего, не состоится и лесная практика. Ну и, конечно, ей очень хочется отпраздновать день последнего звонка с любимыми учениками, которые ей стали близкими и родными за 9 лет классного руководства.

Учить по-русски: домашка в почтовом ящике

Проблема распространения коварного вируса и озабоченность врачей, контролирующих органов в целом понятны и объяснимы. Тем не менее не стоит грести всех под одну гребёнку. Например, вряд ли оправданна система дистанционного обучения в отдалённых населённых пунктах, оказавшихся из-за технической отсталости территорий в прямом и переносном смысле глухими. Как можно проводить онлайн-уроки в Вершине Тутуры, Верхней Гутаре, где Интернет есть только в школе, а в последних ещё и электричество подаётся лишь на несколько часов в день? Зачем загонять всех по домам, если посторонних людей в весеннюю распутицу там не бывает, а сами жители по той же причине не выезжают? Однако распоряжение есть, и его надо выполнять. В итоге сельские учителя ходят по посёлкам и домашние задания опускают в почтовые ящики. Подобной схемы дистанционного обучения мир до сих ещё не знал…

***

Учебный год в итоге завершится в срок. Вручение аттестатов как вариант отложат до лучших в эпидемическом плане времён. Вузы по большей части намерены вести приём абитуриентов также дистанционно. Но что делать с летними каникулами? Их нельзя перенести, провести онлайн. На летнюю оздоровительную кампанию выделены немалые средства, детские лагеря отремонтированы, но разрешат ли им принять школьников? Если да, то кто ответит в случае заражения детей вирусом?

Некоторые родители намерены увезти детей к бабушкам в деревню. А что делать, если старики живут в городе? Школьники рвутся на улицу, компьютер (даже с его стрелялками и бродилками) уже порядком надоел за четвёртую дистанционную четверть...

Из родительского чата
Из родительского чата